До конца 2020 года застройщиков не будут наказывать за просрочку ввода проектов в эксплуатацию. Из-за пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений многое изменилось: срывались поставки материалов, вводились особые режимы работы на стройплощадках, в Москве и Подмосковье стройки жилья и вовсе были заморожены.
Поэтому столичные девелоперы как никто другой рады такому послаблению. Даже при сильном старании сложно строго придерживаться графика строительства — месячный простой так сразу не нагнать.
Покупателям тоже пришлось войти в положение — до следующего года пытаться судиться с застройщиками по поводу нарушения сроков ввода бесполезно.
В мирное время всё иначе. Если застройщик нарушает свои обязательства по договору долевого участия — дольщик вправе предъявить ему претензию.
Это нередко помогает решить спор в досудебном порядке.
Что делать, если застройщик нарушил свое основное обязательство в ДДУ — срок передачи квартиры?
Он может попытаться сослаться на другие документы (проектную декларацию, разрешение на строительство, бумаги на земельный участок), но значение имеет только срок, указанный в ДДУ. Это обычно не конкретная дата, а квартал, не позднее которого дольщик должен получить ключи.
По истечении этого срока можно предъявлять претензию.
Не нужно с этим затягивать, поскольку срок передачи квартиры не считается нарушенным, если вы уклоняетесь от подписания соответствующего акта.
Читайте также: Знакомьтесь, ваша новая квартира - что делать, если при приемке жилья обнаружились дефекты
Если застройщик ввел дом в эксплуатацию, а вы не подписываете акт передачи — он может доказать в суде, что дольщик уклонялся от получения ключей.
Претензия составляется в произвольной форме, но лучше, если вы подробно всё опишете, приложите документы и ссылки на законодательные нормы, подтверждающие, что вы правы.
В претензии указываем:
1. Название застройщика (не путать с девелопером! Перепишите название из ДДУ), его адрес, телефон, электронную почту.
2. ФИО дольщика, место жительства или почтовый адрес, на который застройщик может выслать ответ, электронную почту.
3. Описание претензии. Укажите реквизиты ДДУ, запланированный и фактический срок передачи жилья, дату оформления передаточного акта. Не получили квартиру? Об этом тоже напишите.
4. Требование о выплате неустойки с указанием суммы и расчетом. Алгоритм подсчета неустойки таков: ставка рефинансирования Центробанка делится на 300, а затем умножается на 2.
Полученное число умножается на количество просроченных дней. Итоговое значение отнимается от стоимости квартиры в виде процента.
Важно! Размер неустойки может быть большим, поскольку средний срок нарушения ввода жилья по России — 6 месяцев. Но суд может уменьшить сумму выплаты.
5. Реквизиты для перевода денежных средств.
6. Перечень прилагаемых документов.
Прикладываем документы: копии ДДУ, справку об уплате стоимости квартиры (банковский чек, расписка в получении средств и т. п.) и передаточный акт, если квартира все же была передана.
Если вы серьезно недовольны качеством новой квартиры, застройщик должен устранить недочеты или сделать скидку. Или же оплатить ваши расходы, если вы самостоятельно ликвидировали недостатки.
Важно! На новостройку действует гарантия — 5 лет.
На инженерное и технологическое оборудование — 3 года. Если в течение этого времени будут выявлены недостатки — смело пишите претензию.
Если, конечно, трещины в стене возникли не от того, что вы со всей силы лупили по ней кувалдой.
В претензии, помимо реквизитов застройщика и своих данных, указываем:
- Подробное описание проблемы и объяснение, как именно она нарушает удобство использования квартиры по прямому назначению.
- Требования к застройщику (устранить, сделать скидку или оплатить ремонт).
Потребуются документы:
- копии ДДУ,
- справки об оплате,
- акт передачи,
- заключение независимого эксперта с указанием стоимости работ и материалов, необходимых для устранения недочетов.
Претензии нужно выслать на юридический и фактический адреса застройщика письмом по почте (желательно заказным, с уведомлением о вручении и описью вложения) или передать лично уполномоченному лицу застройщика (он должен поставить отметку о получении и подпись на вашем экземпляре).
Перед тем, как подать претензию, рекомендуется поговорить с застройщиком. Девелоперы сегодня очень серьезно относятся к своей репутации и могут решить вопрос, найдя взаимовыгодный выход из ситуации.