Пасха в тот год ничем не отличалась от остальных. Как всегда множество паломников наполнили Иерусалим. Все так же продавались пасхальные ягнята, торговцы в Храме бойко предлагали различных жертвенных животных на любой кошелек от ягнят до голубей. Народ занятый приготовлением к торжествам, тем не менее вел себя несколько иначе. Все отличие заключалось в том, что в город по слухам должен был прибыть Тот, о ком ходило множество слухов. Слухи об исцелениях больных, чудесах и других удивительных фактах, пересказывались приправленные изрядной долей выдумок, но их обьединяло одно - все они касались Иисуса из Назарета и еще больше подогревали неослабевающий интерес к этому бродячему Проповеднику, который был беден и вместе с тем привлекал к Себе огромное внимание и толпы в несколько тысяч человек неизменно следовали за Ним.
Иерусалим пришел в движение, когда показалась процессия во главе Человека верхом на молодом осле. Народ кричал от радости, кидал в ноги ветки пальм и верб, практически весь город вышел встретить Того, о Ком говорили, что Он - Мессия.
Фарисеи и власть предержащие не в силах как то воспротивиться этому в отчаянии говорили; "...Видите, мы бессильны что-либо предпринять. Весь народ пошел за Ним! (Иоан. 12:19 CRV) (*в оригинале стоит греческое слово "κόσμος" (космос) что буквально означает: "весь мир идет за ним".(ὁ κόσμος ὀπίσω αὐτοῦ ἀπῆλθεν.)
Сам факт появления Иисуса в пасхальные праздники усиливался тем, что рядом с Ним шел Лазарь, которого Он несколько дней назад воскресил из мертвых. Народ в изумлении смотрел на Иисуса и на Лазаря, пытаясь в своем уме примирить факт смерти и ожившего человека, находящегося в данный момент рядом с Учителем и выглядевшим здоровым и жизнерадостным. Факт воскрешения был подтвержден, но все же нашлись и те, кто сомневался в правдивости данного события.
События тех дней всколыхнули абсолютно всех и еще долго не утихали. Последующие суд и распятие, еще более привлекли внимание к Личности Учителя. Его мертвого боялись больше, чем живого. Первосвященники и те, кто состоял в заговоре пришли к Пилату и просили охранять гроб, куда был положен Иисус, с просьбой охранять это место. "На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. (Мат. 27:62-64)
В правдивости событий никто не сомневался. Никому и в голову не приходило как то оспаривать историчность момента и реальность происходящего. Даже злейшие враги Иисуса предприняли ряд мер, дабы свести на нет все возможные последствия. Мало того, что народ считал Его Мессией, фарисеи помнили о Воскресении и не желали чтобы оно произошло. Около гроба был выставлен караул, который исправно нес свою службу.
Историчность подтверждается множеством свидетелей тех дней. Евангелия написаны очевидцами. Вот почему появляются некоторые отличные друг от друга детали и уточнения. Они разнятся в деталях, но не противоречат друг другу. Рассказы о Христе написаны для будущих поколений, написаны учениками, непосредственно бывших с Ним, или теми, кто записал рассказы со слов самих учеников.
"О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,-- ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. (1Иоан. 1:1-2)
Вспомним случай суда над Павлом. Когда прокуратор Порций Фест и царь Агриппа решили разобраться с его делом, Павел обратил внимание на интересную деталь: "Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. (Деян. 26:24-26)
Обращает на себя внимание несколько аргументов; исторические лица, Порций Фест, и Агриппа, к которому обращается апостол и напоминает о событиях с той Пасхой и воскресением Христа. "...Ибо это не в углу происходило." Другими словами, обстоятельства с распятием и зарождением христианства были настолько хорошо известны, что никому не приходило в голову отрицать этот момент. Никто не пытался оспаривать само событие. Но отношение к нему было конечно же разным.
Апостол Петр однажды напишет в своем послании, будучи в преклонном возрасте, прошедший суровую школу и ставший впоследствии смиренным учителем новообращенных язычников, он обращаясь в очередной раз к своим читателям сказал: "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. (2 Петр. 1:16)
Основное сомнение вызывали два факта - мессианство и воскрешение. Именно они стали причиной главного противодействия. Как выразился Павел, "для иудеев соблазн, а для еллинов - безумие. "а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, (1Кор. 1:23) Причем под словом "соблазн" подразумевается камень, о который постоянно спотыкаются. Это слово в оригинале используется в Септуагинте и Новом Завете в текстах где речь идет о таких понятиях как "сеть", "ловушка", "соблазн" "западня". Иудеи споткнулись и не смогли принять того факта, что Распятый и есть их Мессия. Что касается остальных, то факт воскресения выглядел мягко говоря невозможным. Слово "μωρίαν" (morian) переводится как "глупость" и это в свою очередь не позволяло уместить в уме обывателя такого положения дел. "От века не видано, что бы кто восставал из мертвых". Но находились и те, кто верил.
В большей степени мы говорим о предмете веры. Логическими заключениями невозможно объяснить происходящее, без веры это попросту невозможно. Но не будем забывать и того, что все это исторический факт, и само событие имело место быть.