В самом конце XV века, в Константинополе, ставшем Истанбулом чуть менее чем полвека назад, принимали посла одной северной страны. Посол оказался, прямо скажем, наглецом. Настолько, что несколько столетий спустя, Карл Маркс напишет, что это был первый случай, когда султан непобедимой на тот момент Османской империи, перед которой трепетала вся Европа, слышал «гордые речи».
Конечно, посол представлял государство, которое на тот момент находилось с Османской империей, точнее с ее вассалом Крымским ханством в дружественных отношениях. Но тем не менее – остальные послы перед султаном заискивали и унижались. А этот нет. Четко выполнял данные ему инструкции «поклон правити стоя, а на колени не садитися». То есть, стремился вести переговоры на равных.
Смелого посла звали Михаил Андреевич Плещеев. Он был «московит», представлял великого князя Ивана Васильевича III. На дворе стоял 1497 год, а Плещеева послали, так сказать, засвидетельствовать почтение, а заодно разобраться с жалобами русских купцов на притеснения.
По данным послу инструкциям, кроме поклонов от Плещеева требовалось в присутствии других послов не садиться ниже них, внимательно следя за местом, которое будет ему отведено. И решать торговые вопросы, чтобы в дальнейшем торговля шла «без всяких зацепок».
Надо сказать, что Плещееву с его четким соблюдением данных инструкций пришлось несладко. Во-первых, турки оценили его поведение как несоблюдение дипломатического этикета и правил поведения послов. И заперли в темницу. В тот cамый Семибашенный замок, в который в дальнейшем русских послов будут запирать регулярно.
Но тем не менее, несмотря на то, что Плещеев отказался принимать в подарок халат, а также не пошел на званый обед, да и кланялся ровно так, как ему велели в Москве, закончилось все тем, что султан посла все-таки принял. И две ответные грамоты, в которых обещалось русских купцов не обижать, Плещееву тоже дали.
Правда, после того как посол уехал на север в свою Москву все пошло по-старому.
И как-то читая о посольстве Плещеева вспоминается еще один посол – светлейший князь Меншиков. Тот в середине XIX века вообще кланяться перед турецким султаном отказался. До такой степени, что даже в дверях с низкой притолокой не наклонялся, а колени сгибал и шел в полуприседе. Лишь бы спину не гнуть.
При Меншикове, конечно, уже совсем другие обстоятельства и время были. Но началось то все с Плещеева. Потом только продолжалось.
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.