Современная психология безжалостно разрушает мифы о миллиардерах и гениях из нищеты. Суровая правда гласит: дефицит нарушает интеллект, творчество и воображение. А насмотренность формирует восприятие мира. То, что мы впитали в себя от родителей и окружающей среды с детства, станет моделью поведения.
Новейшие исследования британцев из University of East London, касающиеся человеческого интеллекта показывают, что бедность снижает IQ. И это происходит уже с первых моментов жизни.
Дело не только в материальном состоянии или генетических факторах. В небогатых семьях применяются другие модели воспитания. Это они в большой степени отвечают за худшие результаты в обучении и тестах на интеллект.
Родители из обеспеченных семей вовлечены во все сферы жизни детей
Прикладывают огромные усилия, чтобы обеспечить им постоянный поток стимулирующей информации, впечатлений и опыта. Везут с одних занятий на другие и следят, чтобы во время 10-минутного перерыва между теннисом и изучением языка их чадо выполнило домашнюю работу по ядерной физики. Такому режиму не позавидуешь. Но его позитивной стороной является социальная зрелость, дисциплина и вовлеченность в процесс. Дети знают, как вращаться в мире организованных учреждений, жестких правил. Они умеют выступать перед аудиторией, презентовать себя и общаться со взрослыми, глядя им прямо в глаза. Некоторые даже прогнозируют последствия своих действий.
Когда родителям из малообеспеченных семей показывали график занятий некой богатой семьи, они хватали за голову
Считали, что из-за стресса, темпа и нагрузок дети из семей классом выше должны быть невероятно несчастными. Представители более низких социальных классов уверены, что предоставляя своим детям больше свободы, они учат их самостоятельности.
На самом деле, в процессе исследований, оказалось, что дети из обеспеченных семей были более расслабленными, энергичными и могли позволить себе открытое выражение чувств и эмоций. Реже жаловались на скуку и в большинстве случаев представляли, чем хотят заняться в жизни.
У не богатых детей был более тесный контакт с другими родственниками и друзьями со двора, они вели себя расковано и спонтанно, но в ситуации публичных выступлений или официальных контактов тут же теряли всю уверенность. Их коммуникативные и языковые способности абсолютно не развиты, в отличие от сверстников из элитных районов и частных школ. Также они слабо контролируют свои эмоции и импульсы.
Но главное отличие между детьми из богатых и бедных семей – в восприятии жизни
Более бедные дети сосредоточены на нехватке ресурсов. В то время как дети из состоятельных семей нацелены на поиск возможностей. Это важное различие, так как состояние можно потерять в любой момент жизни. Но останется вера в себя и шаблон мышления, при котором человек будет искать возможности для роста, а не опускать руки при первом отказе.
Меньше нагрузку на организм, психику и интеллект оказывает необходимость выбраться из горящего здания, чем ситуация, когда нужно одновременно погасить кредит, организовать опеку над ребенком, где найти еду и продолжать работать.
Человек, который без перерыва пытается свести концы с концами, имеет в среднем на 13 пунктов меньше IQ – считают ученые из Университета Британской Колумбии. Хотя не известно, чем это вызвано – стрессом, бессонными ночами или чувством немощи.
Всю интеллектуальную энергию, воображение и творческие порывы люди расходуют на оборону перед поражением, крахом, социальной деградацией и исключением. В их жизни нет места на образование, культуру, страсть. С течением времени даже теряют потребность выбраться из ловушки. Бедность становится хроническим механизмом, который поражает психику.
Эксперимент времен второй мировой
Группе здоровых мужчин подавали блюда, содержащие минимальное количество калорий, необходимых для поддержания основных функций организма, таких как дыхание и работа сердца. В итоге, питание повлияло разрушительно на их психику. Испытуемые впали в одержимость. В фильмах их интересовали только сцены с едой, начали мечтать о карьере в сфере общественного питания и сельского хозяйства.
Дефицит автоматически настраивает мозг на обдумывание неудовлетворенных потребностей. Этот алгоритм похож на работу интернета. Пока сеть есть, мы не думаем о ней. Когда оператор отключает интернет из-за неуплаты, мы не можем думать ни о чем другом.
Дефицит – это больше, чем дискомфорт из-за небольшого количества ресурсов. Он меняет способ мышления. Испытывая недостаток, мы лучше справляемся со срочными потребностями. При этом страдают приоритеты: игнорируются интересы и желания, мы становимся менее эффективными в других сферах жизни.
Какие элементы воспитания в нищете приносят самые негативные последствия?
- Убежденность, что себе нужно во всем отказывать: «Хочешь – перехочешь», «Нужно экономить, при этом алкоголь и еда – это святое», «Хорошее образование и карьера доступны исключительно богатым, а все богатые – преступники», «Где родился, там и пригодился».
- Огромная потребность, чтобы все упало с неба за то, что «я не хуже их».
- Присутствует постоянное сравнение и оценочное мышление.
Финансовая бедность – не приговор
Как убеждает Роберт Найт из университета Беркли в Калифорнии, интеллектуальные различия, возникшие из-за материального статуса можно устранить с помощью правильной тренировки и насмотренности.
Человеческий мозг – пластичный орган. Ничто не предопределяет его окончательную стадию развития. При соответствующих условиях все можно изменить. Начать стоит хотя бы с собственного развития и выхода из жертвы, когда весь мир виноват, кроме меня.