Найти тему
PRO Turetskiy

8 падежей турецкого языка İsmin halleri

✅Турецкий язык можно сравнить с бусами.
Основа слова - это нить, на которую насаживаются бусинки (аффиксы).
Различные смыслы передаются не отдельными словами, как русском, а с помощью этих самых аффиксов.

✅Турецкий язык относится к агглютинативному типу, то есть, как я уже отметила, каждый аффикс имеет свой грамматический смысл и таких аффиксов может быть большое количество.

Гармония гласных:

В турецком языке 8 гласных: 4 мягких - e,i,ö,ü и 4 твёрдых - a,ı,o,u. Из них губные - o,u,ö,ü.
У согласных звуков деления на мягкие/твёрдые нет. Их мягкость/твёрдость будет зависеть от гласной, с которой они стоят в одном слоге.

📌 iç - ичь (пей) и aç - ач (открой), silgi - сильги (ластик) и al - ал (возьми)

Однако есть деление на глухие и звонкие. Это также нужно учитывать при подборе аффикса: после звонкого - звонкий согласный, после глухого - глухой.

Согласные TPKÇ на конце слова, при добавлении аффикса на гласную, озвончаются и переходят
T➡️D
P➡️B
K➡️Ğ
Ç➡️C

При выборе аффикса нужно учитывать последнюю гласную в слове: если мягкая гласная, то и аффикс с мягкой гласной, если твёрдая - то твёрдые, если губная - то губной.

-2

Все указанные аффиксы - ударные ❗

📝Именительный падеж (yalın hâli) Никаких аффиксов (eksiz) к слову не добавляется.

📝Родительный падеж (ilgi hâli)
Указывает принадлежность.
Отвечает на вопрос: kimin? Кого? Neyin? Чего? Nerenin? Чего? Какого места?
Аффиксы: -(n)ın, -(n)in, -(n)un, -(n)ün
(n) соединительная, если слово оканчивается на гласный!

📌işçi - işçinin рабочий - рабочего, çocuk - çocuğun ребёнок - ребёнка.

📝 Винительный падеж (belirtme hâli)
Отвечает на вопрос: neyi? чего? kimi? кого?
Аффиксы: -(y)ı, -(y)i, -(y)u, -(y)ü
Винительным падежом оформляется дополнение в предложении.

📌gazéte - gazeteyi газета - газету, tarak - tarağı расческа - расчёску, şehir - şehri город - город в.п.
В некоторых заимствованных словах последняя гласная выпадает, как в слове şehir. Правильно şehri, а не şehiri !

📝Дательный падеж (yönelme hâli)
Отвечает на вопрос: Nereye? Куда? Kime? Кому?
Обозначает конечный пункт движения/действия.
Аффиксы: -(y)a (после твёрдых гласных a,ı,o,u) или -(y)е (после мягких гласных e,i,ö,ü)

📌 okul - okula школа - в школу, ev - eve дом - домой, Türkiye - Türkiye'ye Турция - в Турцию, baba - babaya папа - папе

📌genç - gence молодой - молодому, kâğıt - kâğıda бумага - бумаге, renk - renge цвет - цвету, mektup - mektuba письмо - письму.

Исключения - односложные слова, типа

📌üç - üçe три - троим, top - topa мяч - мячу, süt - süte молоко - молоку.

📝Местный падеж (bulunma hâli)
Отвечает на вопрос: Nerede? Где? Kimde? У кого?
Аффиксы: -da, -de, -ta, -te
Обозначает местонахождение.

📌masa - masada стол - в столе, defter defterde тетрадь - в тетради, ev - evde дом - дома.

📝Исходный падеж (ayrılma hâli)
Отвечает на вопрос: Nereden? Откуда? Kimden? От кого?
Аффиксы: -dan, -den, -tan, -ten
Исходный пункт движения/действия.

📌okul - okuldan школа - из школы, kitap - kitaptan книга - из книги

📝 Творительный падеж (vasıta hâli)
Совместность действия.
Отвечает на вопрос: kiminle? kim ile? С кем? Neyle? Ne ile? С чем? С помощью чего?
Аффиксы: -(y)la/-(y)le, раздельный вариант ile. Также ile относят к послелогам.

Когда речь идёт о передвижении на транспорте, используется именно этот падеж.

📌Uçakla на самолёте, arabayla на машине, taksiyle на такси, gemiyle на корабле, trenle на поезде и т.д.
📌Ben Rusya'ya uçakla geliyorum
Я лечу в Россию на самолёте
📌Kafede arkadaşla (arkadaş ile) oturuyorum
Я сижу с другом в кафе

📝Падеж равнения (eşitlik hâli)
Аффиксы: -ca, -ce, -ça, -çe
Передает значение:
📌сходства (çocuk - çocukça ребёнок - как ребенок (детский)
📌с точки зрения, по ..., согласно...
akıl - akılca ум - по уму (параметр), ben - bence я - по-моему, sen - sence ты - по-твоему
📌значение единения sınıf - sınıfça класс - всем классом
📌наречия gizli - dizlice секретный - тайно