Найти тему

Провидческий рисунок Пушкина

/Публикация журнала «Юность», Любовь Краваль/

Рисунки Пушкина, которыми испещрены все его рукописи, всё более и более привлекают к себе исследователей. Одних они привлекают своим мастерством. По словам художника Н.В. Кузьмина, «от такой уверенной линии, от такого безукоризненного выдержанного «темпа» не отказался бы любой мастер штриха».

-2

Мастерски исполненная галерея современников Пушкина –одного этого достаточно для самого пристального изучения его графики. А так как портрет – это всегда отношение художника к портретируемому, то пушкинские рисунки бесценны, потому что взаимоотношения Пушкина с современниками есть значительнейшая часть его биографии, каждый штрих которого нам бесконечно дорог.

Но что особенно важно – в зарисовках Пушкина нет (или очень мало) случайного, несущественного, в них каждая деталь обдуманна и «работает», его зарисовки – это род графического дневника.

Великий знаток пушкинской графики Абрам Эфрос первым указал на это и дал точный ориентир для своих последователей: «Центр тяжести ныне перемещён в раскрытие содержания рисунков. Их пора уже читать, как научились читать черновики пушкинских стихов. Надо исходить из положения, что графика его рукописей – это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о лицах и событиях; это второй план, у которого свой материал, своя система».

Большой вклад в расшифровку пушкинских рисунков внесли, кроме Эфроса, Т.Г. Цявловская, Б.В. Томашевский, Л.Ф. Керцелли и другие талантливые исследователи. Т.Г. Цявловская открыла, например, что зарисовки пистолетов в рукописях есть непременный знак дуэльной ситуации в жизни поэта. А это значит, что поэт использовал рисунок в качестве дневниковой записи.

Очень трудно иногда прочитать мысль Пушкина в его графических набросках, но надо пытаться, следуя указаниям Эфроса. «Если привыкнуть к его приёмам и изучить примеры, - пишет он, - можно научиться распознавать, кого именно он нарисовал, а сопоставление дат и фактов позволяет установить, при каких обстоятельствах это было сделано и чем изображённое лицо привлекло внимание поэта. Тем самым пушкинская графика получает своё особое место в ряду документов и сплошь да рядом говорит то, чего Пушкин почему-либо не выразил словами или не доверил им».

Попробуем и мы, следуя этим наставлениям, рассмотреть один рисунок. Разговор о нём можно озаглавить:

Q.S.F.D.Y. «Душа! Я пророк, ей-богу пророк!» (Из письма Пушкина Плетнёву от 4 декабря 1825 г.)

-3

Среди всего графического наследия Пушкина этот рисунок выделяется своей цельностью, законченностью. Диагональная композиция подчёркивает стремительность, единый порыв, отражённый в лицах, медальную чеканность обликов.

Портретов пять. Над ними пять букв: Q. S. F. D. Y. Напрашивается предположение, что пять букв имеют отношение к пяти портретам и как бы озаглавливают группу. Зашифрованная, запрятанная меж их голов секира - символ казни – ограничивает круг поисков.

Первый портрет легко отождествляется с Сергеем Муравьёвым-Апостолом. Благородство черт выражение спокойной силы и вместе мягкости, сильная, напряжённая лини носа с чуть оттянутым вперёд кончиком, красивый изгиб рта, теплящегося в полуулыбке, некоторая поэтическая неопределённость взгляда, наконец, форма лба. Подбородка – всё соответствует акварельному портрету работы Н.И. Уткина 1819 года, известному нам также по литографии Скино. Добавлено что-то и от личных впечатлений: густые кудри лежат естественно, подчёркнута некоторая припухлость. Верхнего века, усиливающая выражение мягкости. Он здесь такой, как и в собственных стихах:

Задумчив, одинокий, Я по земле пройду, незнаемый никем. Лишь пред концом моим, внезапно озаренный, Узнает мир, кого лишился он. (Перевод с французского Михаила Лунина, троюродного брата С. Муравьёва-Апостола). Среди букв ему соответствует S - Serge- Cерж.

Стало быть, в буквах зашифрованы не фамилии – имена. На букву Q старые французские словари предлагают всего два имени – Quentin, Quadrat, Квентин, Кондрат. И тогда понятно, что первый, нижний портрет – портрет Кондратия Рылеева. Мы бы узнали его и без расшифровки букв, по рисунку, приписываемому Кипренскому (удлинённый овал, тяжеловатая прямая нижняя челюсть, косой – конский - вырез ноздри, выпуклость век, плавная изогнутость верхней губы, причёска, чёрный фуляр), если бы не были во власти, хорошо известных нам пушкинских зарисовок Рылеева 1825-1826 гг., не согласующихся с этим изображением.

Но пушкинский гений никогда не был рабом даже собственного гения, и, если ему представлялась какая-то мысль, открывалось что-то новое в лице или человеке, он, конечно, не ставил себя в зависимость от раз созданной им схемы.

Портрет Рылеева в пятёрке имеет право отличаться от позже явившегося в пушкинских рукописях стереотипа потому, что он был первым и при этом «парадным» изображением (все пятеро здесь представлены в апогее своей мужественной и героической красоты, как бы для барельефа), тем более что Рылеев, как мало кто другой, имел разительное отличие своего «поэтического лица» от прозаического. Это замечали все, кто знал его, в частности вот суждение Михаила Бестужева: «Он бал нехорош собою… но когда он попадал на свою любимую тему – на любовь к родине – физиогномия его оживлялась, чёрные, как смоль, глаза оживлялись неземным светом… его лик, как луна, бледный, но озарённый каким-то сверхъестественным светом, то появлялся, то исчезал в бурных волнах этого моря, кипящего различными страстями и побуждениями».

Портрет Рылеева в «пятёрке» представляет его нам поэтически: передана мгновенная подтянутость напрягшихся линий, вдохновенность лица, искристость глаз. Позднейший стереотип изображает Рылеева прозаического: линии обмякли, овал сплющился неподвитые волосы упали неряшливыми прядями. Настойчивость именно этой «формулы» в зарисовках Пушкина вызвана, может быть сближением черт Рылеева с чертами Робеспьера и, таким образом, свидетельствует о переосмыслении Пушкиным роли Рылеева в освободительном движении.

Третий верхний портрет – Якушкин, все его портреты тождественны с пушкинской зарисовкой; более всего похож рисунок М. Назимова. Следовательно, последняя буква, начертание которой неясно и в которой исследователи видели J, H, L, V, - есть буква J - Jean – Жан. Он не взошёл на эшафот, но, несомненно был из самых отчаянных: добровольно взятая на себя роль цареубийцы (Меланхолический Якушкин, казалось молча обнажал, цареубийственный кинжал») вела его прямо к смертной секире, и разве что игра судьбы, стечение обстоятельств переиграли его жертвенное предназначение.

Верхний средний портрет наделён чертами слишком своеобразными, чтобы не отыскать его в галерее современников Пушкина: характерная складка полноватых стиснутых губ; прямой отвесный коротковатый нос составляет почти одну линию со лбом, чуть надламываясь пониже уровня бровей; характерная «спущенная» (оттопыренная вниз) ноздря; наконец, овал, залысины, чуть вкось поставленные глаза и выражение «завалишинское»: «недоступный, гордый, чистый, злой». Дмитрий Завалишин. И буква D имеется среди пяти.

По словам писателя С.В. Максимова, Завалишин ему рассказывал о своих встречах с Пушкиным у Рылеева и братьев Кюхельбеккеров в начале 1820 года. Портрет Завалишина в этой пятёрке подтверждает эти свидетельства. Именно под впечатлением 1820 года в Завалишине можно было предположит будущего героя и даже лидера движения. В 1820 году Завалишин был чрезвычайно интересной и многообещающей личностью.

Чуть не ребёнок, он преподаёт в морском корпусе высшую математику, механику. Астрономию, высшую теорию морского искусства, самостоятельно изучает языки, производство искусств и ремёсел, посещает лекции. Обсерваторию, библиотеки. Заводы. Мастерские – готовит себя к поприщу высокому. Оратор, моралист, аскет, он требует от товарищей соблюдения «чистоты жизни", трезвости и воздержания, первых условий, чтоб жить свободным и достойным свободы».

В его голове зреют необычайные прожекты, он чувствует в себе силы и готовность на первые роли. От которых рукой подать до виселицы. А коль скоро Пушкин видел такого вот Завалишина, то понятно и помещение его портрета в этой медальной пятёрке.

На пятый портрет остаётся буква F. На французскую F немного найдётся имён из окружения Пушкина Из декабристов корнет – Флориан Ржевусский, лекарь 2-й армии Фердинанд Богданович Вольф и Флегонт Миронович Башмаков. Два последние боле всего могут привлечь наше внимание.

Друг Пестеля. Ф.Б. Вольф, и друг С. Муравьёва-Апостола, Ф.М. Башмаков, оба деятельные члены Южного общества. «…доктор Вольф был известен ещё в Союзе благоденствия решительностью своих политических мнений: он единственный не выражал опасений по поводу будущих народных восстаний, крови и междоусобий, грозивших повторением «ужасов французской революции» (М.В. Нечкина). Ф.М. Башмаков, бывший артиллерийский полковник, разжалованный в солдаты за растрату казённых сумм с зачислением в Черниговский полк, известен дружбой и доверенностью Сергея Муравьёва, который поселил его на своей квартире и первые поручения - известить 8-ю артиллерийскую бригаду о мятеже Черниговского полка и призвать к восстанию – даёт именно Башмакову. Человек неуёмных страстей, солдат-полковник, «под бурей рока твёрдый камень, в волненьях страсти – лёгкий лист», не исполнил поручения, засев в трактир и проиграв там в карты. Но это не помешало. Однако, Матвею Муравьёву-Апостолу вписать Башмакова в список заговорщиков д е в я ты м по списку.

Равно известно, чтобы Пушкин был знаком с тем или другим. Но «неизвестно» - не означает: «не было». Ни Кишинёв, ни Киев, ни тем более Одесса 20-х годов не дают оснований для исключения кого бы то ни было из «южан» из возможности общения с ними поэта.

Наконец, иконография обоих равно неудовлетворительна: престарелого Башмакова представляет слабый рисунок М. Знаменского, доктора Вольфа – неуверенный портрет маслом Н. Бестужева. Более для отождествления не имеем мы ничего. Частичное сходство с F из пушкинской пятёрки можно заметить в обоих, хотя лично я от даю предпочтение Башмакову, - по романтичности и страстности облика, по «набычившемуся» взгляду, по жёсткой точке в глазу, по объёмности головы и мощности посадки её («престарелая» шея «ушла» в плечи), - впрочем, судите сами. Последнего слова о последнем портрете покамест сказать нельзя.

Остаётся добавить. Что рисунок сделан в октябре 1823 года. Что ж это означает? Означает ли это, что Пушкин был пророком, как он иногда о себе дум ал и говаривал, и в октябре 1823 года уже провидел казнь декабристов? Что ж удивительного. – её предвидели и сами декабристы.

Известно мне: погибель ждёт Того кто первый восстаёт На утеснителей народа Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной,- Я это чувствую, я знаю…-

Так писал Рылеев в «Исповеди Наливайки». Но вернёмся к рисунку. Я его «рассказываю», я говорю, что Рылеев – это Рылеев; что секира – это секира; что касается она между прочим, голов Рылеева и С. Муравьёва-Апостола, именно тех из пяти, которые впоследствии были казнены. Я говорю ещё, что буквы над рисунком «именуют» портреты и что принцип соотнесения букв с портретами имеет свою неправильность (шифр) и свою логику (ключ к шифру): первая буква соответствует первому нижнему портрету, вторая – первому верхнему и т. д. (нижний – верхний, нижний – верхний, последний). А над загадкой этого пушкинского рисунка ещё предстоит думать.

К публикации подготовил Борис Евдокимов