Найти в Дзене
ПСИХОСОМАТИКА

Замороженная боль

Оглавление

Фрейд без сомнения был гением. В то время, когда он жил, утверждать, что детство оказывает огромное влияние на будущее человека, а подсознание – на регулярное однообразие, все равно что было доказывать в его времена о необычных коробочках, которые светятся и не выпускаются из рук каждого жителя земного шара, и, если захочется из Австрии побеседовать с кем-то в США, то коробочку можно просто приложить к уху и поговорить.

В настоящее время, кроме реальности «коробочек для разговоров», четко прослеживается реальность воздействия на деятельность мозга истории становления взрослого человека. Опыт детских лет приходится на самое гибкое для мозга время, и этот опыт буквально лепит человека.

Рост личности происходит путем копирования среды, а также через отражение в человеке окружающего мира, через фразы:

  • «Что ты за дурак, руки не оттуда выросли»,
  • «Какой же ты лентяй, давай быстрее»,
  • «Какая же ты скотина, весь в своего папашу».

Обучение мозга происходит на автомате, рост матриц критического мышления случится позже, при дозревании лобных долей, а пока человек все воспринимает, как данность: и Дедушку Мороза, и «ты скотина», и «до чего ты мать довел». Ребенок познает мир и себя через человека, с которым он связан, по-другому никак.

Еще одно из известнейших предсказаний Фрейда о бессознательном подтвердилось. В семидесятые годы 20 века психолог Бенджамин Либет (Америка) ставил эксперименты, взбудоражившие ученых, но прошедшие мимо широких масс населения.

Эксперименты, которые породили жаркие беседы о свободе воли, множество изданий нейропсихологов от Дика Сааба до Сьюзен Блэкмор, в них уже не стоит вопрос о наличии бессознательного, наоборот, возникают опасения о том, существует ли сознательное?

Наука

Наука занимается лишь описанием явлений, толкованием результатов занята конкретная наука из философии. И тут есть над чем поразмышлять. Эксперимент говорит о том, что человек готов действовать не потому, что так решил, а наоборот, сознание является простым наблюдателем, и все, что ему по силам – это запретить действие. Притормозить. И времени на это очень мало. Двести миллисекунд. Двести миллисекунд свободы.

Кто же тогда в ответе за принятие решений? Мозг?

Каков тогда алгоритм его действий? С его помощью активизируется самая часто применяемая схема поведения, сюда входит и сформированная средой в детские годы схема. Именно таким образом с годами особенности характера могут превратиться в болезнь: дорога, по которой постоянно держат путь, превращается в колею, с которой не сойти, и слегка подозрительный человек может стать клиническим параноиком к старости (это немного упрощенный вариант, генетика также занимается построением своих нейронных связей, которые образуют матрицу реакций, кроме того, генетика в ответе за то, как скоро произойдет проседание почвы и за вопрос превращения небольшой ямки в колею).

Культура

Появление человеческой культуры произошло с возникновением первых запретов – началось выполнение сознанием очень сложной задачи – притормозить. Эволюция мучилась достаточно продолжительное время для освобождения ресурса для мозговой деятельности (по максимуму автоматизировала всё, что можно и решила непростую задачу снабжения энергией), а именно для той части мозга, которая могла бы тормознуть подкорковую обезьяну. К примеру, христианская традиция держать пост тоже тренирует торможение - самый важнейший навык, навык, вырывающий человечество из биологической автоматической причинно-следственной цепочки реакций.

С чем связано сложное торможение?

Здесь нужно представить себе камень, катящийся с горы: на вершине склона остановка еще возможна, в подножии – практически невозможна. Каждая реакция является силой, для ее остановки необходима еще большая сила. Кроме того, энергия от торможения должна куда-нибудь деться.

Например, человек добирается на маршрутке домой, окончание рабочей смены, много народу, усталость, покупатели надоели, начальник снова в неадекватном состоянии, и тут другой человек, стоящий рядом, толкнул нашего героя, прокомментировав: «Че сидишь, раскорячился, места не хватает?».

Реакция срабатывает на автомате – злоба, камень уже начинает скатываться с горы. Он запущен не человеком, но далее остается очень мало времени, чтобы затормозить. «Простите» - практически невозможный подвиг делает наш герой. Ответ равен умножению зла, если ранить обидчика, так как он должен будет куда-то это контейнировать, но то, как он ведет себя, показывает, что ему некуда будет сбросить раздражение. Когда нет способности притормозить, словесная перепалка может превратиться в драку, тело берет удар на себя, происходит разрушение материи для остановки зла.

Рождение

Прямо с рождения человек обязан что-то делать с энергией, выделяющейся, когда его желания (или нежелания) сталкиваются с реальной жизнью. Только родившийся голодный ребенок кричит, когда он взрослеет, крик может уже откладываться. И с годами человек научится терпению и откладыванию некоторых вещей до подходящего времени (голод, поход в туалет, сексуальные потребности).

Об этом и говорил Фрейд, рассуждая об этапах развития: оральном, анальном, генитальном, где происходит дислокация в теле желаний, которые человек учится останавливать.

Куда уходит энергия при остановке реакции? И вновь на помощь приходит Фрейд со своей концепцией ИД – образ бессознательного контейнера, одной из функций которого является хранение энергии от торможения желаний, которые не реализованы. У младенца контейнирование развито плохо (это так и есть, ведь рост данного навыка происходит в окружающей среде), выражение импульсов проявляется в поведенческих реакциях, а далее – всю жизнь нужно тренироваться.

Контейнер

Значимый взрослый человек рядом с ребенком контейнирует в себя его «проблемы», ребенок «отдает беды маме», давая своему еще небольшому контейнеру нормальное развитие, чтобы не забить его под самый край. Дитя может разреветься из-за маленькой царапинки и прибежать искать спасение к маме, чтобы в ее контейнер положить свои важнейшие переживания, ведь сам ребенок пока не способен терпеть как взрослый человек.

Потому взрослый человек думает, что переживания ребенка – это капля в море, однако, он не считает странным, что ребенок не может поднять тяжелые вещи, как это с легкостью способен сделать взрослый.

Ребенок отдает свои трудности взрослому. Естественно, если есть куда это контейнировать. «Сам виноват, куда полез», «Это тебе наказание, будешь думать лучше», либо мама просто отсутствует… Все отсутствуют. Тогда происходит заморозка боли. Боль будет как партизан сидеть в окопе, в ожидании своего времени – война прошла, а боль ни с того ни с сего взялась откуда-то, да еще и с гранатой и криком: «Умрите все!». Зачастую это случается неожиданно, человек даже сам не понимает, почему так получилось. Большое количество исследований доказывает, что существует высокий уровень корреляции приступов злости, агрессии и сложного детства.

Контейнер наполнен травмами будто морозилка?

В этом случае каждодневным фрустрациям некуда «сложиться», и в поведении наблюдается человек, готовый сжечь дотла ресторан вместе с официантами, которые ему показались недостаточно вежливыми. Ему некуда поместить обиду, кроме того, попавший камень активирует все жизненные «накопления», человек реально субъективно переживает боль от грубости так, словно с ним сделали что-то очень трагичное. Из-за этого так несимметрична реакция.

Если перевести на нейробиологический язык – таким образом произошло срастание нейронных цепочек. Затем человека могут одолевать жалость и раскаяние, однако, это не предотвратит аналогичные реакции в дальнейшем.

В странах с тоталитарным режимом ранняя разлука с мамой и папой является будто бы частью воспитательной политики (например, Северная Корея). В Советском Союзе в 3 месяца женщины выходили на работу и отдавали детей в ясельные группы детского сада. В больницы (читать: со слабым ресурсом) с малых лет – без мамы. Данная система разрушает и ребенка, и родителей, убивает даже биологическую привязанность к детям. Матери и отца физически и/или эмоционально (контейнер отсутствует) нет около ребенка, все трудности реальной жизни он должен куда-то сбрасывать. Либо соматизировать (всё в физические заболевания), либо заморозить до подходящего момента.

Замораживание не сложенных в контейнер травм из детства является фундаментом травли и дедовщины, девиантного поведения, сложностей с усыновленными детьми. Ученики старших классов издеваются над ребятами из начальной школы, как когда-то делали с ними. Педофилы нередко сами были жертвами насильственных действий. Самый неадекватный начальник – это, как правило, самостоятельно доползший вверх по карьерной лестнице с самого дна и «всем все помнящий».

Армия. Тюрьма.

Возникает вопрос, почему ты совершаешь то, что совершали с тобой, если тебе известна вся боль от этого? Ответ: так как тебе (твоим нейронным цепям) показалось, что наконец-то появилась возможность вымещения замороженной боли. На слабых людей, они будут вынуждены получить твою боль – дети, пожилые, люди с ОВЗ, психически нездоровые, собаки, кошки. Так искушается вор, когда видит магазин без охранника – сейчас можно все, и ничего за это не сделают. Однако это иллюзорно. Это временно облегчит боль. Это как сымитированный оргазм.

Таким же образом делают дети с психическими травмами, когда сами выполняют роль матери и отца. Зависимое от них дитя открывает портал в ад: фразы будто сами появляются и вылетают из уст: «Говорено же было не лезть, а как ты думал», «Я тебя в детдом сдам, скотина», «Это не треугольник тупой, а ты». Ребенок, существуя, запрашивает ресурс, которого нет. В наличии лишь травмы и обиды.

Как первые христиане следовали на закланье к толпе, которая жаждала крови (контейнировали ненависть толпы), так и рожденное дитя является агнцем на алтаре травмы родителей. Ребенок прорывает своим рождением тоненькую плотину, которая сдерживала горную быструю реку накоплений. В обществе с легальным нездоровым отношением к ребенку при токсичном общении с ним другие люди не задают никакие вопросы – ведь все так живут. И это финишная точка, чтобы применять насилие по отношению к собственному ребенку. И в этом случае практически отсутствует шанс появления двухсот миллисекунд, чтобы затормозить для остановки руку от подзатыльника, а язык от «Зачем я только тебя рожала, мразь». Отсутствует ресурс, время, стимул для остановки патологических, но уже таких традиционных методов общения с детьми. Человек едет по собственной колее нейронных цепочек, теряет свободу воли.

Зачастую в культуре подставление второй щеки, контейнирование чужой злости в себя, считают проявлением слабости. Прощает только лох. Не участвует в игре «Он сам виноват» только трус и размазня. Нытье запрещено (а это выражение боли во внешнюю среду), «вон люди в блокаду помирали с голодухи, а ты разнылся из-за каких-то проблем на работе», это звучит так, будто, если человек перестанет рассказывать о трудностях, жертвы тех времен воскреснут и будут хорошо жить-поживать. Произнося фразы типа «Дети в Африке с голода пухнут», люди отказываются контейнировать чужую боль, так как свою девать некуда, куда еще чужое. Но прощение не является слабостью, это самая мощнейшая сила из всех, что есть, она мощнее силы агрессии, злости, проявляемой на автомате. Прощать – это когда все нейроны в полной готовности уничтожиться, а ты в двести миллисекунд отводишь руку и отправляешь залп в воздух. Умение прощать – навык, следовательно, его можно натренировать, увеличивая нагрузки можно перейти на более высокие уровни. Поначалу можно научиться прощать близких, затем врагов. Двести миллисекунд на каждый подход тренировочной программы.

Манипуляция

Заполненный травмами контейнер – это еще и постоянно предсказуемая вещь, чтобы человеком манипулировали. К примеру, родитель-манипулятор способен с легкостью вывести из себя уже повзрослевшего ребенка, вызвать агрессию, обиду, злость такими словами: «Когда уже внуков-то родишь мне, мне уж в могилу скоро, не дождусь от тебя ничего, только о себе думаешь. Ну и что ты распсиховалась, как обычно, что я плохого сказала. Ой, ты с детства псих». Потребуется большое количество времени, чтобы натренировать торможение, которое будет выстроено следующим образом: «Мама, ты сама еще очень молода и красива, роди мне сестру или брата, буду хорошей няней!» либо посмелее «Мама, мне понятны твои тревоги, но на данный момент я по-другому хочу распорядиться моим телом и моим временем».

И если в обществе по каким-то вопросам происходит концентрация огромного множества людей, которые желают выместить собственные травмы, то им необходимо показать того, на кого можно наброситься. Они будут сильно любить человека, разрешившего им сделать это, они подумают, что он освободил их из персонального ада. Это возможно на уровне семьи (как разочаровывается брат, когда отец простил блудного сына – кто теперь плохой, чтобы я был лучше?), на уровне группы (фильм «Чучело»), на мировом уровне (грязная нация, отсталые люди, «они не люди, давайте их избивать», мировая эпидемия фэтфобии, когда желают смерти от инфаркта/рака/разрыва желудка всем людям с избыточной массой тела).

Важно понимание, что идеологическая оболочка для проявления ненавистного отношения носит второстепенный характер, она производна, по ней не всегда мгновенно можно увидеть первоначальную функцию. Ядром является сломанный личный контейнер (и их суммарное число у людей), заполненный не переработанными отходами (непонимающие родители, детское насилие, травля одноклассниками). Противостояние искушению просто невозможно, как же не переложить обиды в виновного, в особенности, когда крышку контейнера взломала ситуация – вот сейчас-то ему прилетит от меня.

Назревает вопрос – куда деть энергию каждодневных фрустраций?

Можно отпускать саркастические фразы в ответ на запретные шутки комиков из стенд-ап (это легальная агрессия), можно ходить на бокс (легальная физическая ярость). Чем свободнее общество, тем больше существует способов, чтобы безопасно сбросить энергию от торможения, так как большое количество лишних запрещенных вещей, лишенных смысла, вновь заставляют затормозить (развод – это плохо, даже если супруг избивает; ты должна выглядеть только так, а не иначе; это запретные темы для разговора).

Это в том случае, если контейнер довольно-таки хорошего объема, работает более-менее хорошо, мир не заполняет его кошмарами типа войн, смертей, насилия. Если с контейнером все ужасно плохо, тогда необходимо лечение (врач является контейнером-резервом, который функционирует по правилам, дает поместить в себя те вещи, которые не должны принимать друзья или близкие пациента), верующим поможет религия, так как во фразе «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:18) есть образ Бога, его можно использовать в качестве бесконечного контейнера.

Все вышеизложенное не решить сразу. Нужно время.

Но наблюдая рост адекватных родителей, отказ от обязательного «помещения» ребенка в садик чуть ли не с первого дня жизни, разрешение пребывания с детьми в больницах, горячие обсуждения и осуждения традиций карательной медицины, становящиеся приемлемыми разговоры о трудностях материнства без клейма «Тыжемать, хватит ныть», можно говорить о том, что настанут и другие времена, которые будут сотканы из населения с более сильной психикой.

Христос зовет всех на крест, чтобы вычерпать зло собой каждому человеку. Это против логики, против традиций и мнений людей, часто против того, чему всех учили. «Мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие» (1 Кор. 1:22).

Это любовь к своим детям, не слушая хор злобных голосов из своего детства, полного травм, не беря во внимание комментарии извне: «Отпусти его на пол – избалуешь», «Зачем неженку из него делаешь», «Шлепни его, пусть так больше не делает», «Объясни ему, чтобы сдачу всем давал». Это отказаться от мести по отношению к тому, кто этого заслужил по всем меркам человечества.

Поговаривают, что мир несправедлив. Возможно, но в нем существует любовь, а любовь является самой большой несправедливостью. Несправедлива помощь возможному врагу. Несправедлива любовь к обидчику. Несправедливо творить добрые дела и быть непризнанным за это, но продолжать их делать. Несправедливо занимать незнакомцам деньги, заработанные кровью и потом, чтобы те решили свои проблемы. Несправедлив риск собственной жизнью ради других, чтобы вынести их из пламени.

Нужно, чтобы для таких несправедливых вещей люди постоянно находили силы и ресурсы и в самих себе, и в близких.

Первые в России медитации от дипломированного врача, психосоматолога, основанные на научном подходе. Это настоящие медитации, дающие настоящий результат.

© Екатерина Тур, 2020-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.