Продолжаем нашу поездку по Варшавскому направлению железной дороги. Сегодня мы проедем от Гатчины до Луги. Эта часть железной дороги открылась 17 декабря 1857 года.
Суйда
После окончания Северной войны Пётр Первый пожаловал эту местность одному из своих сподвижников, адмиралу Фёдору Апраксину, создателю Российского военно-морского флота, который построил в Суйде усадебный дом и разбил парк с искусственными озёрами. В 1759 году эту усадьбу и парк купил Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина.
После выхода в отставку он поселился здесь и прожил до самой смерти в 1781 году. В парке до сих пор можно увидеть скамейку, которую по приказу Ганнибала, высекли в громадном валуне.
Уроженец Африки и крестник Петра Первого любил в старости посидеть на ней, любуясь двумя островами в усадебном пруду и вспоминая необыкновенные перипетии своей удивительной жизни. Умер он в возрасте 92 лет и был похоронен здесь же. В конце 19 века усадьба Ганнибала сгорела. Сохранилось лишь несколько хозяйственных построек и гостевой флигель, в котором сегодня располагается музей семьи Ганнибалов-Пушкиных.
Согласно местной легенде, именно в Суйдинском парке находится прообраз знаменитого Лукоморья, описанного Пушкиным во вступлении к поэме «Руслан и Людмила». Правда, потомки Ганнибала продали Суйду в 1805 году, когда Пушкину было всего пять лет, и документальных свидетельств о его пребывании в Суйде не существует.
По поводу названия посёлка можно сказать только то, что происходит от реки (у финнов – Суйанйоки). А вот имя реки скорее всего пришло из языка ижор.
Прибытково
Адмирал Прибытков, в честь которого названо поселение, а от него станция — полумифическая личность и местная легенда. Его усадьба, созданная на рубеже 19 и 20 веков, является одним из лучших образцов деревянного модерна в окрестностях Гатчины. Цветные витражи на окнах выполнены по эскизам Михаила Врубеля.
После революции в здании усадьбы размещался детский сад ленинградской фабрики «Большевичка», а в 1997 году в полузаброшенное здание переехала Прибытковская поселковая библиотека, которая стала главным очагом культуры целого района. Здесь устраиваются выставки местных художников и фотографов, а также действует Музей дачного быта, созданный местными краеведами.
В нескольких километрах от станции Прибытково, слева по ходу движения, расположена деревня Кобрино. В деревне находится музей «Домик няни Пушкина», он же — музей крестьянского быта. Няня Пушкина родилась в селе Суйда, а после свадьбы переехала к семье мужа, в Кобрино.
Карташевская
История Кобрино на Пушкине не заканчивается. В 1800 году село Кобрино было продано Шарлотте Жандр — жене мореплавателя Юрия Лисянского, который вместе с Крузенштерном на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершил в 1803—1806 годах первое в истории российского флота кругосветное путешествие.
Деревня в то время была небольшая и насчитывала всего 20 дворов. После смерти Лисянского в 1837 году Кобрино купила Надежда Карташевская, младшая сестра писателя Сергея Аксакова и жена сенатора Григория Карташевского. Железнодорожная платформа построена по инициативе Надежды Карташевской в 1894 году и названа её именем.
Посёлок Карташевская возник в начале 20 века при одноимённой платформе. Главной его достопримечательностью была церковь Петра и Павла, построенная в 1913 году, но несколько лет назад она сгорела.
Среди других интересных объектов — деревянная церковь Николая Чудотворца и дача оперного певца Мариинского театра, народного артиста РСФСР и кавалера ордена Ленина, Николая Печковского. Он оказался на своей даче в немецкой оккупации и вел концертную деятельность. За это получил 10 лет лагерей, но нашел в себе силы после выхода на свободу продолжит концертную деятельность.
Сиверская
Посёлок Сиверский, расположенный вокруг станции, часто называют Дачной столицей (в Ленинградской области их много!), так как в летний период за счёт дачников его население увеличивается в несколько раз. Главное подтверждение этого статуса в том, что в одной из старинных дач с 2009 года действует историко-бытовой музей «Дачная столица».
С 1964 по 2009 год в Сиверском жил выдающийся композитор Исаак Шварц, автор музыки к 125 кинофильмам и множества симфонических произведений. Его часто называли «сиверским отшельником», так как он многие годы безвыездно провёл на своей даче, где бывали Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Олег Басилашвили и многие другие представители искусства и культуры. Сейчас в этом доме находится мемориальный музей Исаака Шварца.
Справа от станции находится аэродром Сиверский, построенный в 30-х годах 20 века. В конце 1950-х на Сиверском аэродроме проходил службу будущий «космонавт № 2» Герман Титов. Есть планы открыть на базе Сиверского аэродрома новый пассажирский аэропорт «Пулково-3».
Лампово
Название платформы Лампово, на которую скоро прибудет наш поезд, никак не связано с электрическими или прочими лампами. Оно происходит от ингерманландского слова «ламппула», что означает «оживленное место», хотя, глядя на окружающие платформу леса, этого и не скажешь.
Ингерманландцы, или ингерманландские финны, принадлежат к финской этнической группе. Их поселения располагались в основном на южном побережье Финского залива, а также в Карелии, Финляндии и Швеции. До начала Второй мировой войны только в Ленинградской области проживало 115 тысяч ингерманландцев. Когда немцы подошли к Ленинграду, они выселили из прифронтовых областей в Финляндию 63 тысячи ингерманландцев. Во время блокады из Ленинграда было вывезено еще 45000 представителей этого народа, как социально ненадежные элементы. Многие из них погибли или умерли в пути.
Согласно переписи 1989 года, в Ленинградской области проживало всего 12 тысяч ингерманландцев, то есть, в десять раз меньше, чем перед войной.
Строганово
Очень многие русские топонимы в этих местах имеют ингерманландские корни. Таково, например, название деревни Зайцево, расположенной восточнее станции Строганово, к которой мы скоро подъедем.
Зайцево — это русифицированное финское слово «яникселя». «Яниc» по-фински означает «заяц», а также, кстати, «трус». Именно как Яникселя деревня Зайцево, когда в ней жили ингерманландцы. Следующая за Зайцево деревня Орлино тоже имела изначально ингерманландское название Оринанкиля. Деревня Кургино — это бывшая Куркела, а Лязево — Лязанмяки. Все они входят в сельское поселение с административным центром в селе Дружная Горка, бывшем Хуллухови.
Но название станции Строганово имеет уже понятное происхождение. Ее назвали в честь одного из представителей знаменитого рода купцов и промышленников Строгановых, которые владели парком и усадьбой на берегу Орлинского озера, находящегося в нескольких километрах восточнее железной дороги. Интересно происхождение фамилии Строгановы. Согласно легенде, основоположником династии был некий татарский мурза, которого в плену исстрогали на куски. Также Строгановым принадлежит честь изобретения мясного блюда бефстроганов.
Дивенская
Сегодня посёлок Дивенский входит в состав Рождественского сельского поселения с центром в селе Рождествено. Здесь расположена музей-усадьба Владимира Набокова. Будущий писатель стал её владельцем в 1916 году, когда ему было всего 17 лет. Усадьбу Владимиру подарил дядя — сын известного золотопромышленника Ивана Рукавишникова.
Огромным домом на высоком берегу Оредежи долго пользоваться не пришлось, прогремела Октябрьская революция, и Набоков с семьёй уезжает сначала в Крым, а потом в Берлин. Больше он в Россию не вернётся никогда.
После революции в усадьбе Набокова разместилось общежитие ветеринарного техникума, а после войны — сельская школа. Музей в усадьбе Набокова открылся в 1987 году. Его экспозиция рассказывает не только о семье Набоковых, но и об истории самой усадьбы, села Рождествено и его окрестностей.
Низовская
Скоро мы пересечем по железнодорожному мосту реку Ящера и подъедем к платформе Низовская. Река Ящера считается одной из красивейших рек Ленинградской области. Наш электропоезд пересечёт её дважды. Своё название река получила из-за извилистого русла. Если рассмотреть ее на спутниковом снимке, она и вправду, словно ящерка извивается среди высоких, отвесных берегов, но из-за обилия камней в русле река совершенно не пригодна для водного туризма.
В посёлках Низовское и Мшинское можно найти мемориалы на месте братских могил погибших воинов. Летом 1941 года в этих местах проходил Лужский оборонительный рубеж, который на целый месяц задержал наступление фашистов на Ленинград.
пл. Росинка
Следующим остановочным пунктом на нашем пути будет платформа с нежным названием Росинка. А вот раньше она называлась совсем уж сурово: 101-й километр.
Рядом с платформой находится садоводческий массив Мшинская, одно из крупнейших садоводческих объединений Ленинградской области. Возник он в 1982 году и на сегодня включает в себя более 60 садоводств, в которые входит около 22 тысяч дачных участков. Постоянно здесь проживает около 3 тысяч человек, а летом население Мшинской возрастает до 150 тысяч жителей. Чтобы дойти пешком до самых дальних от платформы участков, дачникам приходится преодолевать путь в десять километров. К счастью, от платформы влево уходит дорога, по которой по территории массива курсируют рейсовые автобусы.
Мшинская
Станция Мшинская находится в одноимённом посёлке, который является административным центром Мшинского сельского поселения. На его гербе изображён взлетающий над болотом белый журавль. Действительно, посёлок Мшинская можно считать столицей огромного болотного края. С севера к нему подступают болота Провал, Нос и Большой Мох, с запада — болота Пантелеев, Викожорский, Сенокосный, Лосиный и Бараний мхи, а с востока — болото Вязкий Мох и целый архипелаг болот, которые объединены в природный заказник «Мшинское болото».
В 1994 году территорию заказника даже включили в список водно-болотных угодий международного значения. В заказнике обитают белый и чёрный аист, лебеди кликуны, чёрнозобые гагары и множество других редких птиц, животных и растений.
Пл. Антонины Петровой
Примерно на половине пути между станциями Мшинская и Толмачёво находится неприметный полустанок Антонины Петровой, бывший разъезд 112-й километр.
После того, как фашисты взяли Лугу, а линия фронта продвинулась на север, ближе к Ленинграду, Антонина Петрова (ей было 26 лет) в составе одного из партизанских отрядов осталась в тылу у немцев.
В ноябре 1941 года предатель из местных жителей привёл карателей к месту дислокации отряда. Почти все партизаны погибли в результате скоротечного боя, но Антонина Петрова успела занять оборону у пулемётной точки и меткими очередями уничтожила несколько гитлеровцев. Когда у неё кончились патроны, каратели бросились к ней, но она подорвала себя и нескольких врагов гранатой.
Толмачёво
Следующая на нашем пути станция Толмачёво (бывшая Преображенская) возникла на правом берегу реки Луга в 1858 году во время строительства железной дороги Санкт-Петербург — Варшава. Первоначальное название получила, благодаря тому, что неподалёку от станции размещался Преображенский полк. В посёлке, который вскоре возник рядом со станцией, часто бывал художник Иван Шишкин, а после его смерти здесь жили его наследники. Неподалёку от Преображенского, в усадьбе Затишье жил писатель Салтыков-Щедрин.
В посёлке существовала деревянная церковь Преображения Господня, судостроительная верфь и речной вокзал. Регулярное пассажирское сообщение по реке Луга действовало до начала 1990-х годов. Перед въездом в посёлок мы по железнодорожному мосту снова пересекли русло реки Ящера, которая чуть ниже по течению впадает в Лугу.
В 1920 году посёлок и станцию переименовали в честь участника революции и Гражданской войны, Николая Толмачёва, одного из первых красных комиссаров. Когда весной 1919 года к Петрограду рвались белогвардейские войска Юденича, Николай Толмачёв участвовал в обороне под Лугой. Будучи раненым, чтобы не попасть в плен к белым, застрелился.
Пл. Партизанская
Не удивительно, что бывшая платформа «125-й километр» в 2001 году получила такое название, ведь во время Великой Отечественной войны в лужских лесах действовало восемь партизанских отрядов.
Среди этих восьми партизанских отрядов особенно выделялся интернациональный отряд под командованием испанца Франциско Гульона. В посёлке Красные Горы, которое входит в Толмачёвское городское поселение, над могилой 17 партизан из этого отряда установлена мемориальная плита, на которой по-русски и по-испански написано: «Бойцам интернационального партизанского отряда. Путь длиною в 160 дней проделал по Лужской земле отряд под командованием Франциско Эрнесто Гульона». Сам Гульон был тяжело ранен в лужских лесах, доставлен в Москву, но умер от ран в ноябре 1944 года.
Разъезд генерала Омельченко
Рядом с железнодорожной станцией «Разъезд генерала Омельченко», к которой мы приближаемся, расположен знаменитый мемориал «Партизанская слава». На вершине холма установлена 20-метровая статуя девушки-партизанки с автоматом и развевающимся знаменем в руках. К мемориалу влево от начала платформы идёт асфальтированная дорога.
Справа от разъезда генерала Омельченко расположена учебная база Военно-транспортного университета Железнодорожных войск России. В 2001 году бывшую платформу 131-й километр переименовали в память о генерал-лейтенанте Центрального управления военных сообщений Вячеславе Григорьевиче Омельченко.
На первый взгляд кажется, что раз станция названа именем генерала, значит, наверняка он имеет какое-то отношение к Великой Отечественной войне. Но нет. Вячеслав Григорьевич родился в 1955 году. Участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В последние девять лет своей жизни руководил Санкт-Петербургским Военно-транспортным университетом железнодорожных войск. Умер в 1999 году от последствий облучения в Чернобыле, когда ему было всего 44 года.
Луга
Впервые село Луское упоминается в писцовых книгах 16 века. В город оно было преобразовано в 1777 году, во время правления Екатерины Второй. Станция Луга в составе Петербургско-Варшавской железной дороги появилась в 1857 году. Современное здание вокзала, увенчанное башней с барельефами, построено в стиле сталинской эклектики в 1944 году по проекту архитектора Давида Бурышкина.
Главная архитектурная доминанта города — Собор Воскресения Христова построен в псевдорусском стиле в конце 19 века по проекту архитекторов Карпова и Вильденбандта. Благодаря мягкому климату, Лугу часто называют «северным Крымом». Здесь меньше осадков, чем в Петербурге и больше солнечных дней в году.
Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL