Мертвое море получило свое название из-за высокой концентрации соли, количество которой в несколько раз превышает стандартные значения. К примеру, в литре морской воды в среднем содержится порядка 35 гр. солей; в Мертвом море — около 300 гр./л. По этому показателю с ближневосточным водоемом могут поспорить разве что некоторые озера России и африканское оз. Асаль.
В такой воде рассмотреть признаки жизни невооруженным глазом просто невозможно, поэтому свое имя море носит вполне заслуженно. В последнее же время оно приобретает двойное значение: с 1990 года уровень воды в водоеме опустился на 30 метров, а площадь поверхности за 20 лет уменьшилась на 30%. Такими темпами, как отмечают некоторые специалисты, от Мертвого моря к 2055 году может остаться лишь лужа.
Основная причина — плотины, насосные станции и другие гидротехнические сооружения, построенные для бытовых и сельскохозяйственных нужд с использованием вод реки Иордан. Последняя является главным источником для Мертвого моря. В результате сток за последние 50 лет сократился в 15 раз до 100 млн кубометров в год. К тому же негативный фактор оказывают и работы по добыче минерального сырья.
Дабы исправить ситуацию и попутно решить ряд других задач, Израиль, Иордания и Палестина в 2005 году договорились о разработке проекта по созданию канала, соединяющего Красное и Мертвое моря. Хотя сооружение подобного объекта страны обсуждали еще в 1994 году, но ближневосточный конфликт сделал невозможным на время рассмотрение этого плана.
По мнению отдельных экспертов, реализация такой задумки поспособствует развитию и укреплению экономического партнерства между государствами.
Проект подразумевает прокладку трубопровода длиной 200 км от Красного до Мертвого моря; строительство опреснительных заводов и электростанций, благодаря чему страны-участницы проекта смогут получать около 100 млн кубометров пресной воды в год. И ровно столько же соленой воды будет поступать в водоем (хотя изначально предусматривались другие объемы).
Канал двух морей, по мнению сторон, поможет Мертвому морю избежать судьбы Арала. Правда, с этим согласны далеко не все. Ряд экологов не испытывает восторга от подобной идеи, скорее наоборот. По их мнению, попадание вод Красного моря в Мертвое приведет к изменению в химическом и биологическом составе воды, в результате чего и сам водоем, и прибрежные территории потеряют свою уникальность. К тому же море может лишиться ярко-голубого цвета, а грязь потеряет лечебные свойства. Все это серьезно ударит по туриндустрии.
Международная организация «Друзья Земли» (EWNI) выступает с резкой критикой проекта, подчеркивая, что для спасения Мертвого моря достаточно восстановить естественный сток Иордана. Ученые признают, что спасение водоема — лишь часть масштабного плана, поэтому вряд ли политики станут сильно прислушиваться к подобным предложениям.
В общей сложности проект оценивается в $10 млрд, хотя постоянно озвучиваются разные суммы. В 2013 году между странами было подписано новое соглашение по разработке проекта. После рекомендаций Всемирного банка план гидротехнического сооружения был серьезно пересмотрен. Изначально из Красного моря планировалось перекачивать 1,7-1,8 млрд кубометров воды (850 млн в Мертвое море и 850 млн для опреснения). Новый же проект подразумевает в восемь раз меньше воды.
Таким образом, как подмечают одни экологи, 100-150 млн кубометров, которые будут попадать в Мертвое море, никак не предотвратят его высыхания, но зато существенно повлияют на микрофлору. Другие уверены, что такое количество воды не скажется значительно на свойствах водоема.
Среди противников не только защитники окружающей среды. Проект не поддерживает Египет, отмечая, что новое инженерное сооружение может спровоцировать землетрясения в сейсмически неспокойном регионе. Более того, египетские власти полагают, что Израиль планирует использовать воды канала для охлаждения своего ядерного реактора в Димоне.
В 2016 году Иордания объявила о том, что первая стадия проекта стартует в 2018-м. Для полной же реализации, как отмечалось, потребуется от пяти до десяти лет.
Но уже в 2017 году из-за политических разногласий Израиля и Иордании проект приостановили. Соответственно, планируемые работы отложили на неопределенный срок и пока вопрос реализации продолжает висеть в воздухе.
В качестве альтернативы рассматривался вариант строительства канала-трубопровода Средиземное море — Мертвое море. Но от этого плана решили отказаться.
Читайте: В Европе построят первый в мире морской судоходный тоннель