Найти тему
Строительный мир

Канал двух морей: проект соединения Мертвого моря с Красным

Мертвое море получило свое название из-за высокой концентрации соли, количество которой в несколько раз превышает стандартные значения. К примеру, в литре морской воды в среднем содержится порядка 35 гр. солей; в Мертвом море — около 300 гр./л. По этому показателю с ближневосточным водоемом могут поспорить разве что некоторые озера России и африканское оз. Асаль.

В такой воде рассмотреть признаки жизни невооруженным глазом просто невозможно, поэтому свое имя море носит вполне заслуженно. В последнее же время оно приобретает двойное значение: с 1990 года уровень воды в водоеме опустился на 30 метров, а площадь поверхности за 20 лет уменьшилась на 30%. Такими темпами, как отмечают некоторые специалисты, от Мертвого моря к 2055 году может остаться лишь лужа.

© Eduard Marmet / CC BY-SA 2.0 (Берег Мертвого моря)
© Eduard Marmet / CC BY-SA 2.0 (Берег Мертвого моря)

Основная причина — плотины, насосные станции и другие гидротехнические сооружения, построенные для бытовых и сельскохозяйственных нужд с использованием вод реки Иордан. Последняя является главным источником для Мертвого моря. В результате сток за последние 50 лет сократился в 15 раз до 100 млн кубометров в год. К тому же негативный фактор оказывают и работы по добыче минерального сырья.

Дабы исправить ситуацию и попутно решить ряд других задач, Израиль, Иордания и Палестина в 2005 году договорились о разработке проекта по созданию канала, соединяющего Красное и Мертвое моря. Хотя сооружение подобного объекта страны обсуждали еще в 1994 году, но ближневосточный конфликт сделал невозможным на время рассмотрение этого плана.

По мнению отдельных экспертов, реализация такой задумки поспособствует развитию и укреплению экономического партнерства между государствами.

© Makeandtoss / CC0 1.0
© Makeandtoss / CC0 1.0

Проект подразумевает прокладку трубопровода длиной 200 км от Красного до Мертвого моря; строительство опреснительных заводов и электростанций, благодаря чему страны-участницы проекта смогут получать около 100 млн кубометров пресной воды в год. И ровно столько же соленой воды будет поступать в водоем (хотя изначально предусматривались другие объемы).

Канал двух морей, по мнению сторон, поможет Мертвому морю избежать судьбы Арала. Правда, с этим согласны далеко не все. Ряд экологов не испытывает восторга от подобной идеи, скорее наоборот. По их мнению, попадание вод Красного моря в Мертвое приведет к изменению в химическом и биологическом составе воды, в результате чего и сам водоем, и прибрежные территории потеряют свою уникальность. К тому же море может лишиться ярко-голубого цвета, а грязь потеряет лечебные свойства. Все это серьезно ударит по туриндустрии.

Международная организация «Друзья Земли» (EWNI) выступает с резкой критикой проекта, подчеркивая, что для спасения Мертвого моря достаточно восстановить естественный сток Иордана. Ученые признают, что спасение водоема — лишь часть масштабного плана, поэтому вряд ли политики станут сильно прислушиваться к подобным предложениям.

В общей сложности проект оценивается в $10 млрд, хотя постоянно озвучиваются разные суммы. В 2013 году между странами было подписано новое соглашение по разработке проекта. После рекомендаций Всемирного банка план гидротехнического сооружения был серьезно пересмотрен. Изначально из Красного моря планировалось перекачивать 1,7-1,8 млрд кубометров воды (850 млн в Мертвое море и 850 млн для опреснения). Новый же проект подразумевает в восемь раз меньше воды.

Таким образом, как подмечают одни экологи, 100-150 млн кубометров, которые будут попадать в Мертвое море, никак не предотвратят его высыхания, но зато существенно повлияют на микрофлору. Другие уверены, что такое количество воды не скажется значительно на свойствах водоема.

© Nick115 / pixabay.com
© Nick115 / pixabay.com

Среди противников не только защитники окружающей среды. Проект не поддерживает Египет, отмечая, что новое инженерное сооружение может спровоцировать землетрясения в сейсмически неспокойном регионе. Более того, египетские власти полагают, что Израиль планирует использовать воды канала для охлаждения своего ядерного реактора в Димоне.

В 2016 году Иордания объявила о том, что первая стадия проекта стартует в 2018-м. Для полной же реализации, как отмечалось, потребуется от пяти до десяти лет.

Но уже в 2017 году из-за политических разногласий Израиля и Иордании проект приостановили. Соответственно, планируемые работы отложили на неопределенный срок и пока вопрос реализации продолжает висеть в воздухе.

В качестве альтернативы рассматривался вариант строительства канала-трубопровода Средиземное море — Мертвое море. Но от этого плана решили отказаться.

Читайте: В Европе построят первый в мире морской судоходный тоннель