У каждого есть свои увлечения и способы скоротать свободное время. Например, Сергей Лукьяненко собирает модели военной техники и кораблей. Собирает с нуля, деталь за деталью, соединяя в единую завершенную конструкцию.
«Сборкой моделей начал заниматься еще в студенческие годы, когда хотел отвлечься от занятий, – вспоминает Сергей Борисович. – Что-то еще в детстве делал, самолеты, например. Это было очень популярно, дефицитно и престижно. После выхода на пенсию начал, мягко говоря, убивать время. Это занятие очень трудозатратное, но полезное. От него в любой стрессовой ситуации успокаиваешься. Такая вот стабилизация здоровья. Кроме того, мелкие детали, а тут очень много мелкого, развивают моторику. Очень рекомендую это занятие детям».
Кто-то, возможно, сочтет хобби Сергея Лукьяненко несерьезным. Мол, мастерить игрушки – это для детей. Но профессионалы в сфере моделизма точно могут сказать, что это достаточно серьезная работа, и не каждый с ней справится. Ведь нужно обладать колоссальной усидчивостью, терпением и целеустремленностью, чтобы качественно смастерить достойный экземпляр.
«Конкретно для меня моделизм – это еще отвлечение от политики, ну и от алкоголя. Кто-то рыбалкой увлекается, а я рыбу никогда не ловил, так что вот такое у меня хобби», – продолжает светлогорский энтузиаст.
Как гласит всезнающая «Википедия», некоторые виды моделизма являются официальными видами спорта. А сам моделизм – это вид технического творчества (хобби), изготовление уменьшенных моделей и макетов различной техники и архитектурных сооружений. Копия создаётся в определённом масштабе. Делится моделизм на два основных направления: постройка действующих моделей и стендовый моделизм – создание статичных макетов, максимально точно воспроизводящих внешний вид прототипа.
Сергей Борисович – увлеченный создатель масштабных стендовых моделей.
«У меня основное направление – техника Великой Отечественной войны, техника Красной Армии, ну и немецкая тоже. Грузовики, бронеавтомобили, минометы, мотоциклы – это моя специфика, – говорит Лукьяненко. – Что касается масштаба моделей, то прямо на упаковках наборов указываются размеры и количество деталей. От количества зависит очень многое. Например, сборщик какого уровня сможет полностью сделать полноценную модель. Если взять танки или автомобили – там 20-30 деталей. Это, можно сказать, «детсадовские» наборы, некоторые даже без клея, детали в таких наборах механически защелкиваются. У моделей, которые я собираю, масштаб 1×35. Т.е. они в 35 раз меньше оригинала. Это единый стандартный масштаб».
Есть в коллекции Сергея Лукьяненко «раритетные» модели, которые смастерил еще в студенческие годы. Но основную часть экземпляров он собрал за последние пару лет в период «пенсионного коротания времени».
«У меня есть экземпляры, которые еще в институте собрал, уцелели. Модели ломаются, особенно после того, как дашь соседскому мальчишке поиграть. Ну и, соответственно, сыплются запчасти, – продолжил знакомить со своим увлечением Лукьяненко. – Сколько точно у меня моделей не подсчитывал. Но это больше, чем полсотни».
Сергей Борисович – поклонник техники времен Отечественной войны, но есть, а точнее, скоро будет в числе его экспонатов и корабль с алыми парусами, который состоит из почти 900 деталей. Как раз над его созданием и трудится светлогорский моделист. Позже планирует взяться за пиратскую «Черную жемчужину».
Творит Сергей Лукьяненко не только для себя. Готовая модель, сделанная своими руками, в которую вложена частичка души, это хороший подарок, считает мастер.
«Мой старший сын собирается жениться, – рассказывает Лукьяненко. – Вот эту модель корабля с красными парусами делаю конкретно в подарок на свадьбу. А модель танка я делал для своего друга. Именно на таком он горел в Афгане…»
Склеить вместе не один десяток, а то и несколько сотен деталей – это только половина дела. Здесь еще художественный подход нужен.
«Все эти модели, конечно, нужно еще раскрасить, – рассказывает Сергей Борисович. – Без краски модель не смотрится. Вот в корабле такелаж уже раскрашен, палуба. Но, когда сюда добавятся красные паруса, то это будет действительно подарок. Чтобы раскрасить гренадера какого-нибудь или французского улана нужно постараться. Где-то 5 сантиметров размер солдатиков. Состоят они из десятка-двух десятков деталей, которые нужно вырезать, аккуратно зачистить, склеить и потом раскрасить. На раскраску уходит по 8 часов. Но это будет действительно хороший образец, который можно посылать на выставку».
Стендовая модель точно отображает вид прототипа. Мастера стремятся как можно более точно и детально скопировать оригинал, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей. Даже имитируются загрязнения или повреждения конкретного исторического экземпляра.
Есть у Сергея Лукьяненко хорошая идея: организовать мастер-класс для школьников, поделиться своими знаниями и умениями, приобщить подрастающее поколение к моделизму. Ведь это, как говорит Сергей Борисович, интересно, познавательно и для ума полезно.
Давайте обсудим эту статью в нашем Ранак-Чате
Людмила Анденко
Поделиться
Власти подготовили проект указа о зарплатах. Что хотят изменить