О коммерческих турклубах и не только
О так называемом «коммерческом» туризме уже давно ведется много споров. Некоторые приверженцы старой советской школы считают, что ходить в походы за деньги – это абсурд и что представители современных коммерческих турклубов разрушают правильные представления о том, что такое настоящий поход. Другие, наоборот, уверены, что за коммерческим туризмом будущее.
Идея возникла сама собой
Идея нашего проекта, если #турклуб можно так назвать, возникла практически сама собой. С детства зачитываясь книгами о путешествиях, не вылезая из походов, продолжая бродить по горам и лесам в студенческие годы, однажды мы вдруг поняли, что вокруг сложился коллектив единомышленников, прошедший вместе «огонь, воду и медные трубы» походной жизни, а теперь готовый поделиться опытом с другими и показать людям истинные богатства нашей страны.
Ведь многие безвылазно живут в городе и даже не представляют, что всего в часе езды на электричке есть большое верховое болото, на котором искрятся в утренней росе красные бусинки клюквы, цветет багульник, а в предрассветном тумане токуют тетерева. Стать ненадолго частью этой картины может каждый, и она обязательно вас сделает чуточку счастливее. Так мы стали ходить в походы не только для себя, но и брать с собой желающих. Думаю, что большинство турклубов возникли примерно так же.
Почувствуй разницу
Вообще мне не нравится слово «коммерческий». От него веет какой-то канцелярской бюрократией, которой в походах не место. Времена бесплатных путевок в альплагеря давно прошли, и сейчас любое #путешествие так или иначе «коммерческое» – за него придется платить, причем независимо от того, едете вы сами, с коммерческим турклубом или с некоммерческим. Разница будет только в итоговой сумме и в результате – в том, что вы получите за свои деньги, и здесь у каждого есть выбор.
Коммерческий поход – это в первую очередь #услуга . Вы платите за то, чтобы все #организационные вопросы были решены на должном уровне и без вашего участия, продукты закуплены и упакованы, команда единомышленников сформирована, пропуска получены, машина заброски вовремя ждала на месте встречи, #инструктор был опытен, бодр и весел, а также отвечал за многие другие пункты, начиная от брони гостиниц и турприютов, заканчивая экскурсиями на маршруте и специальным снаряжением. Этот вариант подходит всем, кто хочет ходить в походы, но не хочет целый год заниматься подготовкой к ним – посещать многочисленные собрания, без конца переписывать раскладку и выбирать завхоза, вести переговоры с каким-нибудь горцем, который должен встретить группу, но берет трубку только раз в неделю – и все ради того, чтобы за пару недель до старта Вася и Петя отказались от участия по семейным обстоятельствам, поставив под сомнение так долго планируемое путешествие. Я, конечно, утрирую, но знаю достаточно примеров из жизни, когда все было именно так.
Однако если вы решили заняться походами как спортом, хотите повышать свое мастерство по определенной программе, а не от случая к случаю, всю зиму посещать лекции и тренировки, то смело записывайтесь в какой-нибудь старый турклуб – там все это будет.
В целом, на мой взгляд, имеют право на жизнь оба вида туризма – как старой школы, так и «коммерческий». Это расширяет возможности и выбор для всех, кто любит походы.
Человеческий фактор
Не секрет, что многие приверженцы «старой школы» не любят #коммерческий туризм . Вероятно, их оскорбляет тот факт, что #хобби , которое всегда для них было «святая святых», стало вдруг для кого-то работой. Но это примерно то же самое, что обижаться на художника, у которого получается заниматься любимым делом и зарабатывать им себе на хлеб, в то время как многие другие вынуждены ходить на нелюбимую работу, а писать картины лишь в свободное от нее время. Кто-то скажет, что сравнение с художником в данном случае неуместно, но походы ведь тоже не та сфера, в которую люди идут ради заработка. В первую очередь нужно любить бродить по лесам и горам, быть фанатом такого образа жизни, не понаслышке знать «щемящее чувство дороги», а уж если кто-то однажды станет инструктором и будет водить в походы других, а может быть, даже получит за это какую-то копейку, то нам останется за него только порадоваться.
Также коммерческий туризм часто обвиняют в поверхностном подходе к формированию групп: берут всех, лишь бы деньги заплатили, хотя поход может быть сложный. Не берусь судить, насколько такие замечания оправданы.
Сложно говорить за весь туризм, потому что случается всякое. Как и во многих других сферах, здесь тоже присутствует #человеческий фактор , а люди, как известно, бывают разные – как среди организаторов, так и среди участников. Могу сказать с уверенностью, что из-за нерадивых организаторов как раз и появилось предвзятое отношение к современному коммерческому туризму – мол, их только деньги интересуют, а не походы. Печально, но такое отношение к делу в самом деле встречается. Эти люди явно не на своем месте – им бы где-нибудь в офисе сидеть, а они зачем-то организацией походов занялись…
Лично мы в нашем турклубе сразу решили следовать нескольким простым пунктам, которые, как показывает практика, позволяют сформировать достаточно слаженную группу для того или иного похода:
· Максимум правдивой информации о будущем маршруте. Чтобы человек прочитал, осознал и задумался: действительно мне стоит туда идти? Или, может, повременить, понабраться опыта, а пока выбрать #маршрут попроще? В этом также помогают подробные отчеты о прошедших походах, фотографии и отзывы других участников.
· Тренировочный поход выходного дня перед большим походом. Этот метод работает лучше всего – даже если участник о чем-то умолчал ранее, то поход, пусть даже и маленький, все расставит по своим местам. Опытный инструктор сразу поймет, кому стоит идти зимой на Мань-Пупу-Нер, а кому – пока рано.
· Общение, общение и еще раз общение. Вступая в диалог с участником будущего похода, помогая ему выбрать то или иное #снаряжение , консультируя по различным вопросам, можно уже сделать многие выводы, а также при необходимости вежливо намекнуть, что лучше бы ему выбрать более простой маршрут.
Благодаря такому подходу хорошо как всем участникам походов, так и турклубу. Первые выбирают поход по силам и получают от него удовольствие, а турклубу не приходится заниматься эвакуацией сошедших с маршрута.
Клиентоориентированность против армейской дисциплины
В коммерческие походы ходят все: и мужчины, и женщины, и студенты, и школьники, и пенсионеры, и даже целые семьи. При этом далеко не все участники – новички. Довольно часто в группах бывают очень опытные туристы, которые начинали ходить в походы еще 30-40 лет назад. Многие из их соратников уже давно убрали рюкзаки подальше в шкаф, а их самих все еще зовут приключения. И благодаря коммерческому туризму они могут легко найти единомышленников и отправиться в поход практически куда угодно.
Однако с точки зрения психологии разница между спортивными и коммерческими группами все-таки есть, и довольно большая. Спортивный туризм или альпинизм – это почти армейские дисциплины, и организация в них соответствующая. В ходе тренировок отсеиваются или уходят сами все, кто не готов к походу физически или морально – с ними никто не церемонится.
В коммерческих группах у участников, наоборот, есть ощущение, что «им должны», ведь они заплатили деньги. Это вполне справедливо, но в меру. Например, если не получилось подняться на вершину из-за затяжной непогоды, то нельзя в этом винить организаторов, которые «не соблюли условия договора, не обеспечили всем фото на вершине». Слава Богу, что большинство людей такие вещи понимают.
Иногда бывают и вовсе смешные случаи. Один раз в походе выходного дня парень укладывался спать в палатку Tramp Scout 3, и все бы ничего, но он почему-то решил это делать не вдоль, а поперек палатки. Парень был еще и высокого роста, так что ночь он провел явно не очень комфортно. Инструктора он, видимо, решил не беспокоить своей проблемой, но обиду затаил. Весь следующий день улыбался как ни в чем ни бывало, а, вернувшись вечером домой, сел за компьютер и написал кучу плохих отзывов по всем возможным сайтам. Вся эта ситуация просто невозможна в рамках спортивного туризма или альпинизма – такого «клиента» выгнали бы из турклуба уже после первой тренировки, а инструкторы коммерческого туризма обязаны быть дипломатами и уметь находить подход к любому.
Оригинал статьи размещен в августовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь
http://uralstalker.ru/2020/09/turizm-turizmu-rozn/
автор Филипп Терец
фото автора
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях