Найти тему
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Туризм туризму рознь?

О коммерческих турклубах и не только

О так называемом «коммерческом» туризме уже давно ведется много споров. Некоторые приверженцы старой советской школы считают, что ходить в походы за деньги – это абсурд и что представители современных коммерческих турклубов разрушают правильные представления о том, что такое настоящий поход. Другие, наоборот, уверены, что за коммерческим туризмом будущее.

Идея возникла сама собой

Идея нашего проекта, если #турклуб можно так назвать, возникла практически сама собой. С детства зачитываясь книгами о путешествиях, не вылезая из походов, продолжая бродить по горам и лесам в студенческие годы, однажды мы вдруг поняли, что вокруг сложился коллектив единомышленников, прошедший вместе «огонь, воду и медные трубы» походной жизни, а теперь готовый поделиться опытом с другими и показать людям истинные богатства нашей страны.

-2

Ведь многие безвылазно живут в городе и даже не представляют, что всего в часе езды на электричке есть большое верховое болото, на котором искрятся в утренней росе красные бусинки клюквы, цветет багульник, а в предрассветном тумане токуют тетерева. Стать ненадолго частью этой картины может каждый, и она обязательно вас сделает чуточку счастливее. Так мы стали ходить в походы не только для себя, но и брать с собой желающих. Думаю, что большинство турклубов возникли примерно так же.

Почувствуй разницу

Вообще мне не нравится слово «коммерческий». От него веет какой-то канцелярской бюрократией, которой в походах не место. Времена бесплатных путевок в альплагеря давно прошли, и сейчас любое #путешествие так или иначе «коммерческое» – за него придется платить, причем независимо от того, едете вы сами, с коммерческим турклубом или с некоммерческим. Разница будет только в итоговой сумме и в результате – в том, что вы получите за свои деньги, и здесь у каждого есть выбор.

-3

Коммерческий поход – это в первую очередь #услуга . Вы платите за то, чтобы все #организационные вопросы были решены на должном уровне и без вашего участия, продукты закуплены и упакованы, команда единомышленников сформирована, пропуска получены, машина заброски вовремя ждала на месте встречи, #инструктор был опытен, бодр и весел, а также отвечал за многие другие пункты, начиная от брони гостиниц и турприютов, заканчивая экскурсиями на маршруте и специальным снаряжением. Этот вариант подходит всем, кто хочет ходить в походы, но не хочет целый год заниматься подготовкой к ним – посещать многочисленные собрания, без конца переписывать раскладку и выбирать завхоза, вести переговоры с каким-нибудь горцем, который должен встретить группу, но берет трубку только раз в неделю – и все ради того, чтобы за пару недель до старта Вася и Петя отказались от участия по семейным обстоятельствам, поставив под сомнение так долго планируемое путешествие. Я, конечно, утрирую, но знаю достаточно примеров из жизни, когда все было именно так.

-4

Однако если вы решили заняться походами как спортом, хотите повышать свое мастерство по определенной программе, а не от случая к случаю, всю зиму посещать лекции и тренировки, то смело записывайтесь в какой-нибудь старый турклуб – там все это будет.

В целом, на мой взгляд, имеют право на жизнь оба вида туризма – как старой школы, так и «коммерческий». Это расширяет возможности и выбор для всех, кто любит походы.

Человеческий фактор

Не секрет, что многие приверженцы «старой школы» не любят #коммерческий туризм . Вероятно, их оскорбляет тот факт, что #хобби , которое всегда для них было «святая святых», стало вдруг для кого-то работой. Но это примерно то же самое, что обижаться на художника, у которого получается заниматься любимым делом и зарабатывать им себе на хлеб, в то время как многие другие вынуждены ходить на нелюбимую работу, а писать картины лишь в свободное от нее время. Кто-то скажет, что сравнение с художником в данном случае неуместно, но походы ведь тоже не та сфера, в которую люди идут ради заработка. В первую очередь нужно любить бродить по лесам и горам, быть фанатом такого образа жизни, не понаслышке знать «щемящее чувство дороги», а уж если кто-то однажды станет инструктором и будет водить в походы других, а может быть, даже получит за это какую-то копейку, то нам останется за него только порадоваться.

-5

Также коммерческий туризм часто обвиняют в поверхностном подходе к формированию групп: берут всех, лишь бы деньги заплатили, хотя поход может быть сложный. Не берусь судить, насколько такие замечания оправданы.

Сложно говорить за весь туризм, потому что случается всякое. Как и во многих других сферах, здесь тоже присутствует #человеческий фактор , а люди, как известно, бывают разные – как среди организаторов, так и среди участников. Могу сказать с уверенностью, что из-за нерадивых организаторов как раз и появилось предвзятое отношение к современному коммерческому туризму – мол, их только деньги интересуют, а не походы. Печально, но такое отношение к делу в самом деле встречается. Эти люди явно не на своем месте – им бы где-нибудь в офисе сидеть, а они зачем-то организацией походов занялись…

-6

Лично мы в нашем турклубе сразу решили следовать нескольким простым пунктам, которые, как показывает практика, позволяют сформировать достаточно слаженную группу для того или иного похода:

· Максимум правдивой информации о будущем маршруте. Чтобы человек прочитал, осознал и задумался: действительно мне стоит туда идти? Или, может, повременить, понабраться опыта, а пока выбрать #маршрут попроще? В этом также помогают подробные отчеты о прошедших походах, фотографии и отзывы других участников.

· Тренировочный поход выходного дня перед большим походом. Этот метод работает лучше всего – даже если участник о чем-то умолчал ранее, то поход, пусть даже и маленький, все расставит по своим местам. Опытный инструктор сразу поймет, кому стоит идти зимой на Мань-Пупу-Нер, а кому – пока рано.

· Общение, общение и еще раз общение. Вступая в диалог с участником будущего похода, помогая ему выбрать то или иное #снаряжение , консультируя по различным вопросам, можно уже сделать многие выводы, а также при необходимости вежливо намекнуть, что лучше бы ему выбрать более простой маршрут.

-7

Благодаря такому подходу хорошо как всем участникам походов, так и турклубу. Первые выбирают поход по силам и получают от него удовольствие, а турклубу не приходится заниматься эвакуацией сошедших с маршрута.

Клиентоориентированность против армейской дисциплины

В коммерческие походы ходят все: и мужчины, и женщины, и студенты, и школьники, и пенсионеры, и даже целые семьи. При этом далеко не все участники – новички. Довольно часто в группах бывают очень опытные туристы, которые начинали ходить в походы еще 30-40 лет назад. Многие из их соратников уже давно убрали рюкзаки подальше в шкаф, а их самих все еще зовут приключения. И благодаря коммерческому туризму они могут легко найти единомышленников и отправиться в поход практически куда угодно.

Однако с точки зрения психологии разница между спортивными и коммерческими группами все-таки есть, и довольно большая. Спортивный туризм или альпинизм – это почти армейские дисциплины, и организация в них соответствующая. В ходе тренировок отсеиваются или уходят сами все, кто не готов к походу физически или морально – с ними никто не церемонится.

-8

В коммерческих группах у участников, наоборот, есть ощущение, что «им должны», ведь они заплатили деньги. Это вполне справедливо, но в меру. Например, если не получилось подняться на вершину из-за затяжной непогоды, то нельзя в этом винить организаторов, которые «не соблюли условия договора, не обеспечили всем фото на вершине». Слава Богу, что большинство людей такие вещи понимают.

Иногда бывают и вовсе смешные случаи. Один раз в походе выходного дня парень укладывался спать в палатку Tramp Scout 3, и все бы ничего, но он почему-то решил это делать не вдоль, а поперек палатки. Парень был еще и высокого роста, так что ночь он провел явно не очень комфортно. Инструктора он, видимо, решил не беспокоить своей проблемой, но обиду затаил. Весь следующий день улыбался как ни в чем ни бывало, а, вернувшись вечером домой, сел за компьютер и написал кучу плохих отзывов по всем возможным сайтам. Вся эта ситуация просто невозможна в рамках спортивного туризма или альпинизма – такого «клиента» выгнали бы из турклуба уже после первой тренировки, а инструкторы коммерческого туризма обязаны быть дипломатами и уметь находить подход к любому.

Оригинал статьи размещен в августовском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь
http://uralstalker.ru/2020/09/turizm-turizmu-rozn/
автор Филипп Терец
путешественник, альпинист. Инструктор Клуба походов и приключений CityEscape. Большую часть года проводит в походах по России и за рубежом
путешественник, альпинист. Инструктор Клуба походов и приключений CityEscape. Большую часть года проводит в походах по России и за рубежом
фото автора
обложка сентябрьского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
обложка сентябрьского 2020 года номера журнала "Уральский следопыт"
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях