В Ленобласти сохранилось несколько дореволюционных деревянных вокзалов, которые для РЖД по непонятным мне причинам являются бельмом на глазу и которые перевозчик хочет снести. Удивительно, но областная власть занимает сторону перевозчика, даже несмотря на приближающиеся выборы.
Сносы бывают разные
Я могу понять, когда РЖД сносит что-то историческое ради развития. Например, в Москве так происходит с путепроводом Щусева на площади трех вокзалов, который нельзя было сохранить в первоначальном виде из-за того, что там строят новые пути для Московских центральных диаметров. Сперва путепровод хотели просто разобрать, но после вмешательства градозащитников было найдено компромиссное решение.
По той же причине в Москве попытались уничтожить уникальную трамвайную арку 19 века, однако пока этого не удалось сделать. Там решение еще не найдено.
Однако бывают решения не просто глупые, а вредительские. Недавно я писал о том, как в 2020 году были закрыты станции Скакулино и Ранцево в Тверской области. Они были известны тем, что там еще функционировали семафоры и уникальная жезловая система сигнализации. Это могло быть фантастическим ретроаттракционом для любителей железной дороги, но не стало им из-за нежелания РЖД платить зарплату дежурной по станции. Особенно дико смотрится то, что на фоне такой «экономии» в оборудование эти станции вбухали миллионы, чтобы организовать там автоматическую работу.
Пережил войну и революцию, но не реконструкцию от РЖД
И вот в Ленинградской области принимается похожее решение. Вокзалы, о которых идет речь, находятся на станциях Токсово и Грузино, что на Приозерском направлении железной дороги. Это популярные места отдыха петербуржцев. Здесь много дач.
Эта живописная железная дорога, проходящая мимо озер и лесов, строилась еще до революции. Здание вокзала на станции Токсово было построено в 1916–1917 гг. по проекту архитектора Урхо Пяллия и выдержано в стиле «северный модерн». Оно упоминается в нескольких десятках литературных произведений, его посетителями были такие писатели, как Даниил Хармс, Самуил Маршак, Александр Грин, Анна Ахматова и др.
«Здание представляет собой интереснейший образец железнодорожной архитектуры эпохи модерна в его “финском”, северном стиле. Здесь и сложная планировка, и “игра” фактурой отделки, и высокая полувальмовая кровля, но при этом нет никаких сомнений, что перед нами – железнодорожное здание», – описывает вокзал Архнадзор.
К сожалению, здание вокзала серьезно пострадало в 2008 году. Тогда в РЖД решили устроить ремонт. Фасад облицевали сайдингом, убрали трубы и вообще исказили внешний облик здания.
Сегодня здание нужно пассажирам исключительно как кассовый павильон. Поезда дальнего следования в Токсово не останавливаются, так что ни о каком зале ожидания речи не идет. Это важное дополнение, прежде чем продолжить рассказ о том беспределе, которое РЖД удумало по отношению к историческому вокзалу теперь.
«Сохранение объемно-планировочных параметров»
В общем, вокзал задумали ремонтировать. Вернее, старый решили снести, а на его месте построить новый. В РЖД объяснили это тем, что старый вокзал после ремонта 2008 года «не представляет исторической ценности».
В 2019 году началась подготовка к окончательной замене здания. Стало известно о существовании технического задания на демонтаж исторического вокзала и строительство нового. Новое здание обещали построить похожим на старое. Но зачем делать реплику, когда жив оригинал?
Градозащитники привлекли внимание к проблеме, и в РЖД вроде даже отказались сносить старое здание. Но тут отличился губернатор области Александр Дрозденко. Он сказал следующее:
«Был поднят шум: надо спасать здание исторического вокзала в Токсово. Едем, смотрю – пластиковые окна, сарай-сайдинг. Спрашивается: “Что спасаем?!” Был прекрасный проект РЖД – они хотели построить вокзал, сохранив исторический облик. На хайпе людей из Петербурга и Москвы рухнула хорошая идея, в РЖД, опасаясь за корпоративный имидж, от проекта отказались».
Дрозденко не смутило, что у него «на носу» выборы. Кажется, политики теперь настолько не боятся не переизбраться, что позволяют себе говорить, не думая о последствиях.
Неравнодушные жители региона подали заявку, чтобы признать здание объектом культурного наследия, однако комиссия отказалась это сделать.
Независимые эксперты сообщили, что здание безусловно может считаться таковым и как деревянное архитектурное сооружение, построенное до революции, и как вокзал, который пережил Великую Отечественную войну, и как здание, где бывали многие известные люди и деятели культуры первой половины ХХ века. Более того, эксперты выяснили, что, несмотря на то, что в РЖД испoганили это здание сайдингом и снесли трубы, там внутри осталось много всего исторического.
«Заключение экспертов-реставраторов свидетельствует о сохранившихся (с заменами) конструкциях исторического сруба (характеризующимися «потемневшей древесиной высокого качества и врубками, выполненными с высокой квалификацией»), печи и, согласно историческим планам, основной планировке здания вокзала», – говорилось в заявлении.
Тем не менее, это не помешало комиссии, куда кроме независимых экспертов входят чиновники и представители РЖД, отказать в признании здания объектом культурного наследия. Это открыло прямую дорогу к его сносу, который может состояться уже в самое ближайшее время.
«Вгудок» процитировал ответ Октябрьской железной дороги о том, что в проекте предусмотрено «сохранение объемно-планировочных параметров, конструктивных элементов и видовой стилистики». И показал, что было, когда «объемно-планировочные параметры» сохраняли в прошлый раз в Липецкой области.
В общем, уже сейчас понятно, что ничего хорошего Токсово не ждет.