Аннотация
В статье рассмотрены проблемы, которые с большой вероятностью встанут на пути специалиста, если он переходит на удаленный формат работы, и приведены примеры решений. Сложность перехода на дистанционный формат была разделена на несколько уровней. Для каждого уровня предложен свой перечень навыков для освоения и успешной адаптации программ.
Ключевые слова: дистанционная работа, навыки, анализ сложности адаптации программ, АВА.
Эпидемия COVID-19 парализовала экономику множества стран мира, повергла в депрессию целые отрасли. В том числе пострадала и наша отрасль. Большое количество людей с ОВЗ потеряло возможность полноценно посещать коррекционно-развивающие мероприятия и получать образовательные услуги. Однако текущая ситуация одновременно является и вызовом — возможностью найти новые решения и улучшить качество помощи в будущем, после выхода из кризиса.
Давайте попробуем очертить круг проблем, с которыми скорее всего сталкивается специалист при организации дистанционной работы:
1. Затруднения технического характера (перебои связи, низкое качество видео и аудио потоков при вещании, неосведомленность педагогов и родителей о возможностях технических систем и приложений).
2. Отсутствие виртуального рабочего пространства.
3. Хаотичное состояние образовательной среды, в которой невольно оказался ученик.
4. Отсутствие у ученика навыков работы в удаленном формате.
5. Проблемы руководящего контроля.
6. Нарушение технологии обучения тем или иным навыкам; серьезное усложнение реализации протоколов.
7. Отсутствие у родителей и близких ребенка необходимых знаний и умений в области ПАП.
Анализ и поэтапность – основа для практической работы специалиста. Проанализируйте, насколько вам сложно реализовывать с каждым учеником написанные до эпидемии образовательные планы? От произведенной оценки зависит, какой именно путь стоит выбрать. Для удобства обозначим пессимистичный итог анализа как «базовый путь», а оптимистичный — как «адаптивный путь». Почему именно так? Слово «базовый» означает следующее предположение: работа совершенно не продвигается, поскольку нет фундамента, базы, на котором можно выстроить удаленный формат. «Адаптивный» означает, что и ученик, и новая образовательная среда в достаточной мере готовы к поддержке образовательной программы и нужно только скорректировать программу с учетом требований дистанционного формата. Предположим, было установлено, что ученику больше подходит базовый путь. Теперь специалисту необходимо объяснить заказчикам услуг, что текущий образовательный план временно «замораживается». Будет разработана дополнительная программа развития, посвященная формированию у ученика навыков работы в дистанционном формате, и лишь после того, как эти навыки будут освоены, путь обучения поменяется на «адаптивный». Адаптация программы по умолчанию требует меньше усилий и будет более естественно восприниматься заказчиками услуг.
Стратификация
Кроме того, предлагается выбрать степень включенности в процесс со стороны ближайшего окружения. Можно выделить следующие степени: без участия (минимальное участие), умеренное участие, полная включенность.
Стоит ожидать, что возникнет несколько страт:
1. Адаптивный путь: участие родителей или близких не требуется или не является желаемым; ученик способен работать тет-а-тет с педагогом;
2. Адаптивный путь: умеренное включение – родитель или близкий человек выполняет те функции специалиста, которые недоступны специалисту при дистанционном формате;
3. Адаптивный путь: полное включение – родитель или близкий хочет выступать в роли инструктора;
4. Базовый путь: умеренное включение — родитель или близкий замещает те функции специалиста, которые утрачены из-за дистанции;
5. Базовый путь: полное включение — родитель или близкий хочет выступать в роли инструктора.
Ниже приведен примерный список навыков, которые могут отсутствовать у ученика. Куратору, учителю или поведенческому аналитику стоит попробовать доработать его, чтобы получить таким образом начальный чек-лист оценки своих учеников.
Базовый путь: навыки ученика.
- Реагирует на свое имя, когда специалист окликает его по видеосвязи.
- Смотрит на экран и рассматривает объекты на экране.
- Контролирует свое поведение и не прикасается без разрешения к элементам интерфейса устройства, если гаджеты являются мотивационными стимулами.
- Выполняет простые звуковые инструкции (поведение слушателя).
- Имитирует действия, наблюдая за моделью на экране.
- Выполняет эхо-реакции, услышав вербальную модель.
- Эффективно использует визуальные подсказки, демонстрируемые на экране.
- Умеет следовать расписанию.
Кроме того, родителям, возможно, тоже придется приобрести навыки, которые обычно требуются от инструктора — особенно в тех случаях, когда нет иного выхода и сопровождающий взрослый должен участвовать в процессе обучения. Надеемся, что специалисты смогут в короткие сроки преподать основы АВА новоиспеченным инструкторам. Для составления списка тем можно использовать книгу Прикладной анализ поведения (составители — Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард), в самом начале которой приведен Список знаний и навыков поведенческого аналитика. Глубина и репертуар навыков для родителя будут определяться, исходя из номера страты (см. раздел Стратификация), к которой была отнесена программа ученика. Кому-то придется в интенсивном режиме проходить путь инструктора, а кто-то получит лишь рекомендации для выполнения нескольких протоколов. Ниже находится минимальный список навыков для сопровождающего. Помните, что каждый случай индивидуален, поэтому этот список скорее всего придется изменить и дополнить.
Базовый путь: навыки сопровождающего.
- Быстро предоставляет подкрепление.
- Умеет различать подсказки; правильно применяет подсказки.
- Знает, как работает жетонная система.
- Умеет четко следовать инструкциям или кризисному плану, если есть риски возникновения нежелательного поведения.
- Владеет навыками проведения процедур гашения и игнорирования.
- Умеет применять протоколы обучения.
- Выполняет коррекцию ошибки.
- Умеет работать с расписанием.
Оптимистичная оценка, с одной стороны, облегчает работу и родителю, и педагогу, но, с другой стороны, задает и более высокую планку для образовательной среды.
Адаптированный путь: навыки ученика.
- Проявляет высокий уровень навыков сотрудничества с сопровождающим.
- Следует сложным инструкциям, предоставляемым как педагогом, так и сопровождающим (двусоставные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, ориентировка в пространстве и прочее).
- Находит учебные материалы и уметь использовать их по инструкции («возьми карандаш, а теперь нарисуй круг» и т.п.).
- Уметь выполнять различные действия с одним учебным материалом («возьми тетрадь», «открой тетрадь на чистой странице», «отдай тетрадь маме» и так далее).
Адаптированный путь: навыки сопровождающего.
- Собирает данные с помощью чек-листов.
- Собирает данные с помощью средств создания видеозаписей и пересылает данные специалисту.
- Четко следует протоколам обучения.
- Умеет ориентироваться в программе, если протоколы выполняются параллельно или в определенной последовательности.
- Выполняет коррекцию ошибок.
Существует такой способ разъяснения программы обучения как видеопротоколы. Специалист может записывать ролики, в которых демонстрируются те или иные протоколы в живом исполнении. Предполагается, что видеопротокол должен состоять как минимум из двух частей, чтобы быть понятным. Первая часть отражает идеальное, безошибочное исполнение протокола; это позволяет зрителю узнать, что именно требуется от ученика. Вторая часть видеопротокола демонстрирует процедуру выполнения коррекции ошибок. Хотелось бы снова напомнить о глобальных проблемах, которые были обозначены в самом начале статьи. Они будут вносить коррективы в цели специалиста. Варианты решений для некоторых проблем уже частично описаны в статье, но, тем не менее, стоит дополнительно детализировать ситуацию.
Стратегии преодоления проблем:
Затруднения технического характера
Решения. Мир электронных приложений богат и предоставляет множество вариантов: Skype, Whatsapp, закрытые трансляции в Youtube, Viber, Zoom, видеозвонки Вконтакте. Вполне допустимо и оправдано делать короткие записи каждого протокола и пересылать их по электронной почте или с помощью других сервисов.
Отсутствие виртуального рабочего пространства
На первый взгляд эта проблема не кажется очевидной, однако вопрос доступа к учебной документации и организации этих материалов в логичную структуру сейчас представляется особенно острым.
Решения. Применение таких сервисов, как GoogleDrive (требует постоянного подключения к Интернету, моментально обновляет данные у всех пользователей, предоставляет инструменты для создания и редактирования документов), Dropbox (возможность работать с документами без подключения к Интернету, обновляет данные у других пользователей после подключения к Интернету, ограниченный набор инструментов для создания и редактированиядокументов), ЯндексДиск (требует постоянного подключения к Интернету, моментально обновляет данные у всех пользователей, предоставляет инструменты для создания и редактирования документов). Можно также использовать иные сервисы со схожими функциями.
Хаотичное состояние образовательной среды, в которой невольно оказался ученик
Действительно ли домашняя среда подходит для обучения? Если ли у ученика рабочее место? Есть ли у помощника возможность создать границы образовательного процесса? Ограничен ли доступ к отвлекающим предметам? Такова масса вопросов, требующих решения. Если в комнату, где проходят занятия, кто-то будет постоянно врываться, то вряд ли занятие будет успешным. К этим же вопросам относится и расположение вебкамеры или иногда средства видеосвязи: будет ли специалист хорошо видеть и слышать происходящее?
Решения. В первую очередь нужно предоставить специалисту возможность оценить состояние домашней образовательной среды. Приступайте к занятиям только после того, как среда будет приведена в надлежащее состояние. Вебкамеры и мобильные гаджеты предпочтительнее для ведения трансляций, так как их легче располагать в пространстве и они зачастую имеют лучшее качество камер и микрофонов, нежели камеры, встроенные в ноутбуки. Видеосъемка сбоку или сверху предпочтительней, чем за спиной или напротив ученика.
Отсутствие у ученика навыков работы в удаленном формате
Вопрос освоения навыков является сквозным для всего прикладного анализа поведения. Каждый раз, когда поведенческий аналитик сталкивается с проблемой, лучше рассматривать ее как задачу. Ответить на вопрос «какой навык или группа навыков позволит решит возникшую задачу» гораздо легче.
Решения. В статье уже описаны некоторые направления и цели, которые способствуют разрешению обозначенной проблемы. Теперь от специалистов требуется только создать индивидуальные планы обучения, которые приведут учеников к достижению целей. Дополнительно стоит упомянуть про поддержку текущих навыков и обращение к уже освоенным навыкам. На условия карантина можно взглянуть и с другой точки зрения, например задать вопрос следующим образом: «Освоение каких знаний и навыков удобнее всего осуществлять во время карантина?» Например, Энди Бонди и др. в статье “Promoting Functional Communication within the Home” (2020) упоминают про особую актуальность тренинга функциональной коммуникации в тот период, когда ученик много находится дома.
Проблемы руководящего контроля
Ограничение передвижений и активности бросают вызов ближайшему окружению ученика. Отсутствие возможности даже на короткий срок передать функцию заботы и образования об ученике другим людям приводит к сильному стрессу у близких ребенка.
Решения. Возможно, что в ряде случаев работа должна быть полностью сконцентрирована на вопросе руководящего контроля, когда академические и прочие навыки будут до окончания карантина иметь пониженный приоритет, а навыки сотрудничества получат наивысший.
Нарушение технологии обучения; серьезное усложнение реализации протоколов
Для программ, относящихся к 1, 2 или 3 стратам, самой большой сложностью скорее всего будет недоступность материалов. Вероятно, что ученики посещали развивающие центры, инклюзивные классы, групповые занятия, специализированные колледжи и техникумы, а эпидемия нарушила ход обучения навыкам высокого уровня.
Решения. Адаптация материалов способна изменить положение, однако для некоторых обучения некоторым навыкам ситуация останется удручающей вплоть до завершения карантина. В связи с этим в текущей ситуации имеет смысл пересмотреть цели. Глубокое и тщательное интервьюирование родителей и сопровождающих поможет скорректировать цели.
Отсутствие у родителей и прочих ближайших людей необходимых знаний и умений в области ПАП
Известно, что программы развития, которые поддерживаются со стороны сопровождающих лиц, усваиваются учениками гораздо быстрее, а обобщение навыков происходит эффективнее.
Решения. Решение проблемы частично уже освещалось выше. Исходя из личного опыта автору статьи представляется, что чаще всего педагоги используют следующий перечень навыков: умение взаимодействовать с учеником с помощью расписания, грамотное использование жетонной системы, гашение и игнорирование нежелательного поведения, составление и поддержание поведенческого договора, использование карточек PECS для функциональной коммуникации с учеником, применение процедур коррекции ошибок.
Выводы
Автор статьи считает, что именно обучение сопровождающих играет ключевую роль в успешном переходе на удаленные форматы работы. Другими словами — чем более сопровождающий вовлечен в реализацию программы развития, чем активнее он пробует самостоятельно применять технологии АВА под наблюдением специалиста, тем легче всей педагогической системе преодолевать любые трудности.
Список литературы
Andy Bondy, Catherine Horton, and Lori Frost. (2020). Promoting Functional Communication within the Home. Behavior Analysis in Practice. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. — М.: Практика, 2016. — 864 с.