Читаю сейчас "Измени жизнь, оставаясь собой" Татьяны Мужицкой. Она много говорит о метафорах и в этой и в других своих книгах.
Для того, чтобы объяснить, как их использовать при общении с детьми, она приводит такой пример:
"Мой маленький сын однажды заболел. У него была высокая температура, он плохо себя чувствовал.
И я ему рассказала сказку про маленького львенка, который бегал по очень горячей пустыне. Ему было очень-очень жарко.
Моя идея была дать подсознанию сына - а подсознание воспринимает образы, это лучший инструмент его работы - команду снижать температуру и выздоравливать.
Я рассказала, что львенку было так жарко, что он лежал и задыхался. В этот момент мимо пролетал орел, который сказал ему: "Львенок, ты зря лежишь на жаре, пойдем, я знаю место, где остальные зверята сейчас плещутся в воде и очень приятно и весело проводят время.
Здесь в пустыне есть небольшое озеро, ты просто ничего о нем не знаешь!" "У меня нет сил, мне неохота, мне плохо!" - сначала отказывался львенок. Но орел его все-таки уговорил, и львенок за ним побрел.
Чем ближе он подходил к озеру, тем легче ему становилось дышать, тем явственней он слышал веселые крики, тем больше ему хотелось играть с другими зверятами.
И когда львенок увидел озеро, он вдруг почувствовал прилив сил. Он нырнул в озеро, произвел целую тучу брызг, махнул хвостом с кисточкой, стал плавать, а потом вместе с друзьями играл на берегу, там было прохладно и приятно.
Мы сочинили эту сказку вместе с сыном. В ту ночь он очень сильно пропотел, видимо купался в озере, а потом очень быстро у него стала снижаться температура. Сама собой и без лекарств. Непонятно для всех, кроме меня"
Чтобы составить такую сказку, используется следующая формула:
1. Описание того симптома, который есть, потом...
2. Предложение метафорического решения, затем...
3. Описание позитивный эффектов.
Верите в эффект работы с подсознанием? Рассказываете детям целебные сказки? Как думаете, может помочь с речью?