Время бежит. Милые первоклашки с букетами и новыми ранцами, родители, трепетно держащие за руку своего школьника, торжественные линейки всё осталось позади. А впереди для ребенка школьные будни и … #тревога. Все так ново и непонятно.
Для многих будет открытием, но истоки школьной тревожности лежат в периоде дошкольного детства. К этому приводит столкновение ребенка с требованиями обучения и кажущейся или реальной невозможностью соответствовать им. Не очень приятно, согласитесь. Так, к школе ребенок подходит готовым реагировать тревогой на разные школьные ситуации.
Эмоции переполняют маленького школьника. Ведь #школа полна событий потенциально повышающих #тревожность. Большое количество ситуаций в которых ребенка оценивают. Публичность, к которой многие дети оказываются не готовыми.
Безусловно, больше всего достается первоклассникам. Для них школа - абсолютно новая форма организации жизни. Следует отметить, что у #первоклассника школьная тревожность в большинстве случаев имеет лицо родителей. Ребенок боится огорчить значимых и важных для него людей. В норме #адаптационный период длится от 1 до 6 месяцев. Далее уровень тревожности значительно снижается. Если этого не происходит, лучше обратиться за консультацией к психологу и помочь ребенку. Пока проблемы не превратились в огромный снежный ком.
Во 2-3 классе тревожность у детей ниже. Однако, ребенок развивается как личность и соответственно увеличивается количество причин школьной тревожности. Такими причинами могут быть:
- разные школьные неприятности (например, #плохие оценки ; замечания, особенно публичные; наказания);
- проблемы в семье (например, тревожные родители или наказания);
- страх физического насилия в школе;
- негативно окрашенное общение со сверстниками.
Периодом повышенного риска возникновения тревожности является переход в #пятый класс. Меняется привычная #школьная среда, увеличиваются требования к ребенку.
Следующая волна ситуаций, повышающих тревожность, встанет перед школьником уже в 9 классе. Родителям важно понимать, что в 14-15 лет тревожность носит межличностный характер и обусловлена отношениями со сверстниками, а в 16— 17 лет преобладает самооценочная тревожность, порождаемая необходимостью самоопределения, выбором жизненного пути.
О признаках тревожности у ребенка читайте в следующем посте!
А у вашего ребенка школа вызывает тревогу?