Данный объект, покрытый тайной и множеством неоднозначных мнений, давно попадался мне в сети, в различных статьях, фотографиях, даже в немецких мемуарах. Для меня было странно и непонятно, почему многие решили что строение, с виду действительно напоминающее бункер, многие с уверенностью называют ничем иным, как обычным овощехранилищем? В общем, выбрав свободный день, мой пытливый ум направил меня в село Гнилое, лично на месте посмотреть, потрогать, пообщаться и определить что же это на самом деле?
Итак, начнем с небольшой предыстории, зачем же немцам вообще понадобилось это село Гнилое под Острогожском? Дело в том, что летом 1942 года, когда немцы уже захватили половину Воронежа, и начали прочно обосновываться на берегах Дона, то следующим крупным пунктом, обязательным к захвату, у них стояла железнодорожная станция в Лисках. Дело в том, что узловая станция в Лисках, являлась центральным связующим звеном, между многими городами, в том числе и для отправки еще большего количества вооружения и солдат в направлении Сталинграда, который немцы так фанатично пытались стереть с лица земли.
Проблема немцев заключалась в следующем – наши ну никак не хотели сдавать Лиски. Бои были очень ожесточенные, немцы теряли личный состав, теряли вооружение, оттягивали часть сил из Воронежа, но железнодорожный узел так и не могли захватить. Немцы впали в ступор. Железная дорога нужна срочно, Сталинграду не хватает поездов, Лиски стоят насмерть и перспективы их захвата не видно, а главнокомандующий требует решить это чем скорее, тем лучше.
Было принято банальное решенное – зачем захватывать нам железнодорожную станцию, мы просто возьмем и построим новую железную дорогу! Посидев над картами, было решено выпрямить часть дороги, без заезда в Лиски, и проложить новый путь от станции села Гнилое до Евдаково – Каменки. Данная дорога, в итоге, во многих мемуарах, фильмах, статьях и даже книгах, получила название «Берлинка – дорога на крови». А «Берлинкой» ее назвали, потому как в перспективе планировалось, что она будет соединять напрямую Ростов с Берлином.
Итак, как мы видим, первое подтверждение того, что это, скорее всего, бункер, мы получили – здесь строилась новая железная дорога, планируемая в дальнейшем как очень перспективная, поэтому пункт управления здесь должен был быть. Это мы выяснили, поехали дальше.
Железную дорогу начали строить в режиме полной секретности и, надо сказать, документы, либо какие-то фотографии по ней и сейчас, несмотря на то, что все рассекречивают, достать довольно непросто. Руководить данным проектом, в село Гнилое, лично, собственной персоной, приехал главный железнодорожный инженер Третьего рейха, личный друг Гитлера – Альберт Ганценмюллер. Это тот самый дядька, который затем в 1943 будет, совместно с Гиммлером руководить отправкой евреев в лагеря смерти Освенцим. Так же, он известен тем, что руководил строительством секретных бах нацистов в Арктике, на островах, принадлежавших тогда СССР. Некоторые из этих баз были обнаружены уже далеко после войны, в 60-х, 70-х годах.
Возник вопрос – кто будет строить такой масштабный проект? Тут немцы вспомнили что под Харьковом, в результате удачных боевых действий, ими было захвачено около 30 тысяч пленных, коих и было решено направить сюда на строительство. С целью размещения такого большого количества пленных, было решено, вдоль направления будущей железной дороги, построить, на территории бывших свинарников и конюшен, концлагеря. В итоге, на территории Острогожского и Россошанского районов, возникло целых 14 концлагерей с военнопленными. Это было самое большое скопление концлагерей на таком небольшом участке, на территории всего СССР. Об этом, в принципе, мало кто знает и об этом вам не расскажут ни на одной экскурсии по Воронежу и области. Вот так мы храним историю, ну да ладно, отвлеклись, поехали дальше.
Как видим, второй момент мы тоже выяснили – немцы тут не просто были и что-то строили, а собрали на одном, относительно небольшом, участке огромное скопление пленных в большом количестве концлагерей. Охраняли концлагеря, в основном, солдаты 2-й Венгерской армии, о мемориале которым мы писали уже не раз.
Железную дорогу, в итоге, титаническим трудом и, практически, одними лопатами и топорами построили. Она даже действовала и тут курсировали поезда. Недолго правда, наши вскоре выбили отсюда немцев, но, как факт – она работала. На строительстве использовался поистине рабский труд, об этом я рассказываю в видео в конце статьи. Гибли люди. Причем гибли по несколько десятков человек в день. Голод, холод, наступающая промозглая осень, постоянные работы в обессиленном состоянии, издевательства надзирателей – все это делало свое дело.
Решил проехать чуть дальше – в хутор Сибирский. Там стоит памятник, на месте, где когда-то располагался один из концлагерей. Что сказать. Стоит одинокий памятник, на краю хутора, как раз там, где заканчивается дорога. Стоит, обдувается всеми ветрами. Рядом небольшое подобие часовни. Все скромно, в забытом цивилизацией месте. Бывший концлагерь подняли поисковики, причем относительно недавно. Раньше же, все заявления местных жителей о том, что у них вот здесь, прямо в огородах, много пленных похоронено, всячески игнорировались властями местного значения. Некоторые концлагеря, кстати, так и не подняты и бывшие пленные до сих пор покоятся в недрах бескрайних Воронежских полей.
Проехал я и дальше, в Петренково, в хутор Пахолок. Это те населенные пункты, рядом с которыми проходила некогда железная дорога. Где-то ее следы видны отлично, где-то она распахана под поля. После войны ее, кстати, разобрали и материал растащили частично по домам, а частично на строительство новой ветки на Старый Оскол. От хутора Пахолок и далее в направлении Евдаково – Каменки, она уходит в поля и уже отчетливо прослеживается. Ее направление можно отлично отследить на снимках со спутника по Яндекс Картам.
Самый главный вопрос – бункер или овощехранилище? Как видим, из всего повествования выше, логично, что командный пункт, а именно, скорее всего, бункер тут должен был быть.
Я решил этот вопрос просто – пошел по домам и стал расспрашивать местных жителей. Пошел в Гнилом, в Петренково, в хуторе Пахолок. Узнал много нового. Того, что нигде не упоминается. Например, об очередной халатности органов местного самоуправления. Оказывается, в некоторых местах, по дну рва, где располагалась железная дорога, несколько лет назад прокладывали газопровод. Начали копать вглубь, для прокладки труб – показались человеческие кости. Дабы не задерживать процесс прокладки газопровода и не привлекать лишнее внимание, кости засыпали тут же, вместе с трубами. Об этом знают местные, раньше обращались куда-то, говорили, но так и забылось все. Так и покоятся останки дальше, вместе с газовыми трубами.
Бункер действительно начали строить, но не успели достроить, так как наши отвоевали эту территорию. Позже, в Советские годы, его, как лишнее напоминание о войне, хотели уничтожить. Привязали тросы и пытались трактором сдернуть крышу с верховой насыпью, дабы засыпать его совсем. Дергали дергали, да только трактор сломался, а строение как стояло, так и стоит по сей день, решили оставить. Затем, его частично разрушенный, восстановили, построили в нем перегородки и использовали как овощехранилище и омшаник, для хранения ульев. Периодически приезжают различные черные копатели, потому как вокруг бункера, много бывших оборонительных позиций, все в окопах.
Да, встречались и местные, которые говорили, что это погреб и никакой не бункер. Но, большинство жителей придерживаются иного мнения. Кто-то деда своего вспоминает, кто-то отца, которые рассказывали как оно было в войну и что тут вообще было. Кто-то сам лично видел все, что было здесь, потому как по болезни не попал на фронт и остался здесь. Все, как один, видят меня с камерой и говорят: «Вы снимите и на телевидении покажите, пусть все знают, какие у нас тут ужасы были в годы войны, дети то растут, молодежь местная спивается, а никто и знать не знает что у нас места такие, исторические».
Но, после того, как я уехал оттуда, я навсегда запомнил одно. Не бункер, не четкие следы от железной дороги и не местную спившуюся молодежь, которой, действительно, много. Навсегда в памяти у меня осталась фраза, которую произнесла бабушка, свидетельница событий тех лет, живущая в селе Гнилое: «Солдатиков жалко, сколько их тут лежит на этой дороге. Давно даже мужчина приезжал, искал деда, где он погиб, так и не нашел. А кому они там сейчас нужны, в этой насыпи, умерли и умерли, война то закончилась…»
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов