Здравствуйте, мои любимые читатели! Все-таки осень - философское время года. Так уж она располагает к задумчивости, прогулкам, посиделкам в тепле с чаем или кофе. Осталось еще зажженный камин представить, кресло-качалку перед ним, книгу... А в книге - третью часть новеллы "Дамы и моды" ))))
Сегодняшние наши героини - практически полные тезки, урожденные русские Великие княжны Марии Романовы. Две Марии. Итак, Мария первая.....
Познакомимся же с Великой княжной Марией, обожаемой дочерью императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Если помните, портрет самой Марии Александровны мы рассматривали в прошлой части, а сегодня говорим о ее дочери. Вот такие дочки-матери получились. Главное, в именах и отчествах не запутаться, больно часто они повторяются ))))
Детство маленькой Мари прошло в атмосфере всеобщей любви и счастья. Девочку горячо любили родители, братья, родственники, придворные. Старшая сестра Марии Великая княжна Александра или по-домашнему Лина скончалась от менингита, не дожив до семи лет. Это было страшным горем для всей семьи. Через четыре года родилась Мария, и ее появление было встречено особой радостью. Конечно, сыновей в семье тоже очень любили, но мальчики есть мальчики, тем более наследники престола, с ними вроде как надо построже, а особая "дочерняя" любовь всецело досталась Мари. К ужасу родителей практически в семилетнем возрасте Мария едва не повторила судьбу старшей сестры, простыла, серьезно заболела ангиной. Но, к счастью, все обошлось. После этого девочку стали оберегать еще больше. Она отвечала родителям и братьям искренней любовью, но особенная привязанность сложилась у Марии с отцом.
Идет время, Мария взрослеет, в обществе теперь ее считают невестой... И вот однажды в 1872 году в немецком замке Югендгейм близ Дармштадта, можно сказать, на семейном "слете" она встречает английского принца Альфреда, второго сына королевы Виктории, а в июле 1873 года состоится помолвка молодой пары. С этого момента и начинается история портрета, на который мы сегодня смотрим. Информации на русском языке о нем практически не найти, поэтому пришлось достать с верхней полки англо-русский словарь и стереть с него пыль ))) Надеюсь, смысл я уловила верно. Английские искусствоведы пишут, что художник Густав Рихтер начал работу над портретом поздней осенью 1873 года в Ливадии, крымском имении семьи Романовых, близ Ялты (позади Марии Александровны виднеется море). Портрет послужил подарком императора Александра II королеве Виктории по случаю бракосочетания их детей.
Из письма королевы Виктории, датировано 18 января 1874 года: "...прибыл посыльный, привез долгожданный портрет ее (Марии), который является подарком императора. Она стоит на балконе в голубом вечернем платье с веером в руке..."
Само бракосочетание молодых состоялось 23 января 1874 года в придворной церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Этот брак стал первым прямым династическим союзом между двумя империями: Российской и Британской. Королева Виктория приехать в Россию не пожелала, отмечала праздник, что называется, заочно, дома, в Англии. Жениха и невесту "представляли" их портреты, украшенные цветами. Думаю, портрет любимого сына-жениха какой-никакой где-нибудь во дворце Виктория нашла, а портрет невесты, собственно, был прислан )))
Такая необычная история у этого портрета.
Мария Александровна олицетворяет собой классический вечерний образ, принятый во второй половине XIX века. Время объемных кринолинов близится к закату, теперь в моде более узкий силуэт с чуть завышенной талией, но по-прежнему присутствуют оборки, воланы, складки, кружева. Только их количество еще увеличивается. Мода будто диктует: "Дайте деталей и декора!" Платья и прически дополняют искусственными или живыми цветами, популярность получают украшения на шею в виде бархатной ленты с разными подвесками-кулонами (эх, на каком блошином рынке эту красоту найти? Мечтать не вредно). У Марии Александровны такая бархатная лента на волосах как обруч, может, плоховато видно, но она есть. Похоже прическа "лента на волосах" для Марии Александровны самая любимая, на многих фотографиях и в разном возрасте она позирует с лентой-обручем, это ее своеобразная "визитная карточка".
Для вечерних нарядов молодые девушки выбирали легкие, нежные ткани светлых тонов: белые, голубые, кремовые. Рукава в таком туалете отсутствовали, а декольте, наоборот - допускалось.
Наконец, скажем о главном тренде в женской моде второй половины XIX столетия. Мы упомянули, что кринолины уходят в прошлое, а что же теперь вместо них? Французский модельер Чарльз Уорт разработал турнюр (от французского - "манера держать себя") - объемную конструкцию, которую вшивали в платья чуть ниже поясницы, из-за чего юбки казались присборенными кзади. Классика жанра: модельеры-мужчины придумывают то, что приятно их глазу, женщины носят 😊.
Турнюр по задумке автора был призван сделать силуэт женственным, придать фигуре очертания. Это новшество имело несколько вариантов исполнения: сзади под платьем крепились воланы из плотной ткани или объемные металлические конструкции, но чаще всего турнюр - это подушечка, набитая хлопком или конским волосом. Женщины со скромным достатком шили подушечку самостоятельно и набивали ее газетами. Из-за турнюра сместился центр тяжести всего костюма, дамы стали ходить, наклонясь чуть вперед. Вечерний наряд на портрете тоже имеет турнюр.
Мне кажется, Мария Александровна выглядит как настоящая Великая княжна, "с головы до ног", что называется. Об этом говорит чуть надменное выражение ее лица, стать, какая-то внутренняя уверенность в себе. Прибавим к этому воспоминания современников о практически государственном уме, широком образовании и непростом характере княжны. В общем, истинная дочь императора!
Паровоз времени уносит нас в стремительный XX век. Выходим на станции "1910-е".
О судьбе нашей следующей героини можно снимать приключенческий фильм, настолько непредсказуемой оказалась ее жизнь. Мария Павловна была дочерью Великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры Георгиевны, по отцу приходилась внучкой императору Александру II и императрице Марии Александровне.
Жизненная круговерть заставила Марию Павловну сменить множество так не похожих друг на друга ипостасей: урожденная русская Великая княжна, шведская герцогиня, сестра милосердия в госпитале, иностранка в изгнании, бизнеследи, работавшая с Коко Шанель, продавец, парфюмер, фотограф, корреспондент, писательница... Честно говоря, Мария Павловна одна из моих любимиц в семье Романовых. Меня подкупает ее несгибаемая сила воли, умение противостоять всем падениям после взлетов, особый оптимизм что ли. После революции она не сидела сложа руки, надеясь на титулы или связи, а боролась за свой кусок хлеба, за место в этой жизни. Искала себя, искала, как умела, пусть иногда и бестолково, может, не совсем правильно, но искала же, а это, мне кажется, дорогого стоит.
Мы с вами смотрим на портрет "периода герцогини Седерманландской", Мария Павловна позирует художнику еще в статусе супруги шведского принца, на правах члена королевской семьи. Этот портрет, случайно найденный на просторах Интернета, мне показался интересным, но информации о нем опять же совсем немного, лишь датировка 1911 года. Да уж, люблю я себе находить задачи для решения ))) Сначала я попыталась установить автора-художника, штудировала форумы и сайты, наткнулась на страницу шведского музея Сермланд, и среди картин нашелся эскиз портрета Марии Павловны, похожий на этот. Он был написан известным шведским художником Бернардом Остерманом. У Остермана часто заказывали портреты коронованные особы, аристократия, деятели культуры Швеции. Существуют и несколько портретов Марии Павловны кисти Остермана.
Вообще, мне кажется, начало XX века - это какое-то время-вихрь, в котором так стремительно меняются каноны и устои, события, сама жизнь. Недаром у меня ассоциация с паровозом возникла. Искусство и мода откликнулись на эту тенденцию, популярной становится такая культурная, как сейчас говорят, глобализация что ли. Европейская одежда заимствует мотивы Японии и Ближнего Востока, яркие краски, головные уборы-тюрбаны, платья-халаты. Вот и Мария Павловна не удержалась, надела на голову украшение-повязку в восточном стиле.
Интересно, а чьи же руки творили моду в те годы? В 1900-е зажглась звезда французского кутюрье Поля Пуаре, модельера-прогрессиста, превратившего женщин в кинодив. Пуаре, подумать только, покусился на "святое" - корсет, а попросту - упразднил его (за что врачи и женщины ему очень благодарны), юбки стали прямыми, наряды - более физиологичными, они не сковывали тело. Тем более женщины в новом веке решили стать активнее: выходили на работу, занимались спортом, посещали и светские мероприятия. В платьях Пуаре сделал акцент на плечи, добавляя детали, например, вуаль, отделку, узоры. Вырезы-декольте стали аккуратнее: квадратные, круглые, V-образные.
В вечерних образах особым шиком считалось дополнить платье нарядным пальто, отороченным мехом (как у Марии Павловны на портрете). Мехами могли украсить и само платье. По-прежнему в моде нитки жемчуга, в один или несколько рядов.
Активный век требовал и удобных причесок. Женщинам полюбились укороченные стрижки, волосы для красоты часто завивали локонами.
Не без гордости отметим, что в новой моде не обошлось без "русского следа". На многие детали и приемы Поля Пуаре вдохновили костюмы артистов из труппы знаменитых "Русских сезонов" под руководством Сергея Дягилева.
Вот такой получилась моя сегодняшняя статья. Я искренне надеюсь, что вам было интересно! Для меня бы это было большим стимулом писать дальше! До встречи в следующей, заключительной части дамских мод! 😊