И последняя заметка, посвящённая вот этому комментарию.
Как объяснить ребёнку-аутисту, зачем учиться и как его замотивировать.
Если не умеет учиться (сидеть за столом, слушать, отвечать по запросу или тыкать пальцем, если не говорит, как не говорил мой тогда девятилетний сын), то никак. К сожалению, ребёнка надо поставить в условия, когда у него не будет выбора не делать этого. Я писала, как это было у нас.
А вот когда Гриша преодолел всё это, не связанное с адекватностью, поведение и нежелание, то начались разговоры на тему, зачем делать уроки.
Здесь уже всё как у людей.
- Не хочу уроки.
- Надо. Ты же хочешь хорошо говорить?
- Да, хочу.
- Вот, для этого мы и делаем уроки каждый день. Чтобы ты мог хорошо говорить.
Иногда смешные разговоры:
- Не хочу уроки!!!!
- Надо.
- Не хочу!!!
- Ты хочешь быть супергероем?
- Да, хочу.
- Пойдём делать уроки и будешь супергероем.
А иногда сложные:
- Не хочу уроки.
- Гриша, ты человек?
- Да, я человек.
- Раз ты человек, значит, должен учиться, развиваться и становиться лучше. Понял?
- Да.
- Пойдём делать уроки?
- Да.
- Почему?
- Потому что я человек.
Но все эти разговоры не возможны были с ребёнком, который буквально не умел учиться. Не не хотел (это ошибка), он НЕ УМЕЛ.
Про мотивацию .
если кратко, то только правильно составленная программа обучения специально под конкретного ребёнка может позволить научить ребёнка чему угодно. А в нашем случае даже позволила научить говорить почти в 10 лет. И мотивация ребёнка здесь не важна.
Не нужна мотивация делать то, что для тебя не сложно. Закрыть дверь, например. Ты просто сделал и пошёл.
А вот если таким образом составлена вся программа, если материал усложняется так постепенно, что ты даже этого не замечаешь (закрыть дверь на носочках, закрыть дверь одним пальцем), при этом осваиваешь очень сложные вещи, не испытывая трудностей, то в таком случае не нужна мотивация. Сужу по сыну. И писала о том, как это поняла, в заметке про игры.
А вот если тебе предстоит сделать что-то невозможное, а в случае аутистов, им невозможно почти всё, даже пять минут спокойно посидеть на стуле по просьбе взрослого, то и возникает вопрос мотивации.
Как его замотивировать наступить себе на горло?
Ответ: никак.
Найти подход, заинтересовать, найти островок гениальности, надеяться на чудо, создать условия, найти хорошего педагога, опять надеяться на чудо?
Нет, никак.
Только очень жёсткими рамками с непрерывной поддержкой со стороны взрослого, любящего его человека или специалиста по модификации поведения (или АВА тераписта, или хорошего дефектолога, или нейропсихолога), который знает, как научить ребёнка с аутизмом учиться, на что смотреть и что делать с увиденным.
Но я повторю то, о чём пишу постоянно, таким жёстким методом ребёнка, человека можно научить только сидеть за столом. Ничему большему научить таким образом не получится. Наоборот. Если попытаться так же заниматься математикой, рисованием, речью и другими навыками, игнорируя реакции ребёнка, игнорируя его возможности, а руководствуясь только какими-то сторонними выкладками или программами, которые советует тот или иной специалист.
Типа,
- а вы надавите на ребёнка,
- что это вы его не заставляете ещё постараться.
- а он должен уже вот это уметь.
- он неправильно делает, неправильно понимает.
- вы неправильно научили его ручку держать, надо правильно, немедленно переучивайте.
- а он у вас неправильно понимает то-то и то-то, научите правильно, сейчас я вам расскажу, как надо.
В таком случае сопротивление только усилится.
И занятия опять станут невозможны.
Повторюсь, дрессировка действенна только в приучении к сидению за столом.
Потому что в случае, когда ты ничего не можешь сделать с ребёнком, из-за того, что он "не хочет" выполнять твои инструкции, надо решать именно это проблему, неумение учиться. А она решается только дрессировкой. Да, можно использовать красивые слова - модификация поведение. Но суть от этого не меняется.
Не исключаю, что сейчас кто-то может написать, что а мы вот Сашеньку, Петечку, Анечку не дрессировали, мы просто... А дальше не важно что, привлекали внимание, показывали фокусы или того проще, сказали, что надо заниматься и он начал заниматься.
Отвечаю: я очень рада за вас. Это чудесно.
Но пишу я о случае, когда "не дрессировали", показывали фокусы, привлекали внимание, сказали, попросили, создали условия, пошли за его интересами, ругали, кричали, рыдали - не сработало.
Итак. Первично - умение учиться.
А потом - грамотно, последовательно составленная программа на основе возможностей ребёнка. И никакая мотивация не понадобится. Я вот, например, точно знаю, что могу научить сына чему угодно, хоть вышивать крестиком. Вопрос составления программы и времени.
Проблемой во всём этом остаётся только одно - как составить программу. А это уже совсем другая история.
П.С. Пример того, что я называю программой по обучению тому или иному навыку (вообще чему угодно, включая академическим предметам) можно посмотреть вот в этой заметке, в которой я описываю, как обучала Гришу рисовать.
И не перестану повторять:
Это только мой опыт. Он очень скромен.
Имеет отношение только к одному единственному аутисту — моему сыну.
Это не аксиома.
Но знать об этом опыте, предполагаю, не лишняя информация для заинтересованных лиц.
Удачи Вам и терпения!