Когда говорят о сверхтяжелых артиллерийских установках, часто вспоминают немецкую «Дору». Но и в СССР были железнодорожные артиллерийские установки, в том числе и сверхтяжелые. Увидеть их можно в форте «Красная Горка» недалеко от Петербурга. Мы туда заехали с проектом #нампопути2020 .
Начну с тяжелой железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-180. В 1931 году в СССР начались работы по созданию 180-мм железнодорожной артиллерийской установки, способной вести круговой обстрел.
Вращающаяся часть с пушкой Б-1-П была взята от береговой щитовой установки МО-1-180. У установки было 8 опорных ног. Для обеспечения скрытности стрельбы использовались беспламенные заряды. Дальность стрельбы составляла 37 километров.
К началу Великой Отечественной войны было выпущено 20 подобных установок в разных городах.
В районе Ленинграда к началу войны всего было 5 таких батарей, но на Ленинградском фронте действовали только три. Одна убыла на Черное море в начале войны, а одна была заблокирована на полуострове Ханко, и ее пришлось вывести из строя.
Установки ТМ-1-180 еще долго после войны оставались в строю. На стенде у орудия написано, что в 1984 году их было восемь на Черноморском флоте и три на Ленинградской военно-морской базе. В Википедии, что они были на вооружении до 1961 года.
Кстати, аналогичное орудие стоит около вокзала в Севастополе.
Следующее орудие еще более впечатляющее. Это сверхтяжелая железнодорожная артиллерийская система ТМ-3-12.
На железнодорожную платформу установили орудия от затонувшего линкора «Императрица Мария». Дальность стрельбы составляла 44 км.
Всего было выпущено 3 экземпляра таких установок.
Эти установки использовались в Советско-финской войне для обстрела линии Маннергейма и Выборга. Затем они базировались на полуострове Ханко, где вели стрельбы в начале Великой Отечественной. При отступлении наших войск установки были взорваны.
Финны починили системы, заменив пушки на аналогичные с похожего корабля «Император Александр III». Позже они опять достались советским войскам и все три дошли до наших дней.
На этих установках был реализован интересный способ стрельбы с колес на специально построенных железнодорожных ветках с радиусом закругления 500 метров. Чтобы изменить угол горизонтального наведения на несколько градусов, орудие перемещали вперед или назад на несколько десятков метров.
Вот такие орудия сохранились и дошли до наших дней в Ленинградской области. Доехать до фора «Красная горка» проще всего на автомобиле. Координаты: 59.973333 29.328333 (N 59°58′24″ E 29°19′42″).
Другой способ — отправляющейся с Балтийского вокзала и следующей до станции Калище. Выйти нужно на платформе «68 километр».
Мы побывали в «Красной Горке» в с проектом «Нам по пути», представляющим серию бесплатных аудиогидов на платформе izi.TRAVEL.
В форте «Красная Горка» сохранились также несколько укреплений, действует музей. Правда, мы в музей не попали.
Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить авторские материалы.