Знаменитый герб "Погоня" представляет собой всадника на белом коне с мечом и щитом, украшенным шестиконечным лотарингским крестом. Часто из-под седла свисает трехконечная попона.
К сожалению, в последние десятилетия старинный герб "Погоня" гораздо активнее используется в сфере политики, нежели геральдики. В послевоенное время его сделали символом уничтоженной пактом Молотова-Риббентропа литовской государственности, и диссидентствующая советская интеллигенция очень полюбила это изображение.
Герб Литовской республики в 1928—1940 гг.
Поэт Иосиф Бродский в 1971 году даже написал об этом короткое стихотворение «Герб» в цикле «Литовский дивертисмент»
Драконоборческий Егорий,
копье в горниле аллегорий
утратив, сохранил досель
коня и меч, и повсеместно
в Литве преследует он честно
другим не видимую цель.
Кого он, стиснув меч в ладони,
решил настичь? Предмет погони
скрыт за пределами герба.
Кого? Язычника? Гяура?
Не весь ли мир? Тогда не дура
была у Витовта губа.
А после распада Советского Союза в 1991 году сразу две бывших республики, а ныне независимых государства, сделали «Погоню» своим гербом. Как нетрудно догадаться, это были Литва
и Белоруссия.
По сути, два соседских государства, каждое из которых считало себя легитимным наследником Великого княжества Литовского, обзавелись практически идентичными гербами. Отличал их только хвост у коня, который в Литве был поднят, а в Белоруссии – опущен.
Тогда раздосадованные литовцы в 1992 году перекрасили щит, упряжь и попону в синий цвет. Белорусы поступили еще радикальнее, и в 1995 году на референдуме приняли новый символ страны, созданный на основе советского герба Белорусской ССР, и не имеющий с «Погоней» ничего общего.
Сразу после этого народоизъявления «Погоня», или, в белорусском варианте, «Пагоня», мгновенно стала символом белорусской оппозиции и остается им по сей день.
Мне не хочется углубляться в дебаты – какой герб лучше. Гораздо интереснее обратить ваше просвещенное внимание на первые строки стихотворения Бродского: «Драконоборческий Егорий, копье в горниле аллегорий утратив, сохранил досель коня и меч».
Я не знаю – случайное ли это совпадение, или поэтическое прозрение – но Бродский, зарифмовавший литовскую «Погоню» со Святым Георгием на гербе Москвы, был абсолютно прав.
Гербы двух вековечных соперников, Литвы и Москвы, действительно близкие родственники.
Святым Георгием московский всадник стал довольно поздно, а изначально это был светский конный воин, которого на Руси называли «ездец».
Чаще всего ездец рисовался в одном из трех вариантов – с мечом, с копьем и с соколом.
Именно ездец стал основой и московского и литовского герба, причем в обоих государствах он присутствует во всех трех вариантах.
Всадника с соколом, к примеру, мы видим на монетах московского князя Василия I Дмитриевича и на лицевой стороне печати его сына Василия II Васильевича. Но он есть и на печатях литовского князя Наримунта и его детей Александра Наримунтовича и Патрикея Наримунтовича.
Ниже – печать литовского князя Скиргайло Ольгердовича, брата и соратника великого князя Литовского и короля Польского Ягайлы (слева – оригинал, справа – прорисовка).
Как мы видим, вполне традиционная «Погоня», даже щит с шестиконечным лотарингским крестом на месте. Но всадник – не с мечом, а с копьем, как в Москве.
А вот обратный пример. Московский всадник на печатях великого князя Московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.
Для сравнения – «Погоня» на печатях жившего в то же время великого князя Литовского Витовта Кейстутьевича.
Как говорится – найдите десять отличий.
В общем, не приходится удивляться, что статья известного исследователя С. Е. Рассадина, посвященная этой теме, носит название «Ездец московский» и его двойник литовский».
_____________
Это отрывок из моей книги "Царский титул в картинках". По ссылке вы можете найти ее полностью.
За сколько телег серебра Россия купила у Польши Киев? Отчего символом северного города Владимира стал африканский лев, и почему у него железная корона - одна из трех известных в мировой геральдике? Откуда у реального правителя Новгородского государства "боярина Якова Пунтосовича" такое странное отчество?
Если же вам интересна средневековая история России и окрестных стран, вы можете почитать мою историческую сагу "Московиты" или фантастический роман "Адашев. Северские земли".