Полковник Джордж Форсайт описал Юму Билла как «нашего самого надëжного разведчика-апачей… который очень хорошо говорил по-английски и был необычайно хорошим индейцем…».
Юма Билл не был апачем, а принадлежал к племени явапай-толкапай (западная часть племени явапаев). Они жили бок о бок с западными апачами, их обычаи были похожи, хотя языки сильно отличались друг от друга, поэтому белые поселенцы называли явапаев Юма Апачи, Явапай Апачи или просто Апачи.
Явапаи были одним из первых племен Аризоны, которых белые заставили жить в резервации. Всему виной было золото, которое было найдено на землях явапаи в 1863 году. После серии вооруженных конфликтов явапаи были поселены сначала в резервацию Кэмп Верде, а потом в резервацию Сан-Карлос.
Индейцы из резерваций Аризоны стали были естественным людским ресурсом для пополнения рядов разведчиков-скаутов. Эта была желанная служба для мужчин явапаев, которая давала одежду, паек, жалование и почетный статус воина в условиях тотального "замирения и цивилизации" индейских племен.
Таким образом, молодежь явапаи, включая Юму Билла, в поисках подвигов, уважения и денег пошли служить к своим бывшим врагам. Очевидно, что за годы, проведенные на армейской службе, Юма Билл пообтерся в обществе белых и приобрел вкус к хорошей шутке.
23 апреля 1882 года Юма был среди 6 индейцев-скаутов и 2 солдат под командой лейтенанта Дэвида Макдональдом. Эта маленькая команда выслеживала отряд знаменитого вождя апачей-чирикауа Джеронимо, который пересек мексиканскую границу, чтобы сманить апачей вождя Локо покинуть резервацию Сан-Калос и отправиться вместе с ним в горы Сьера-Мадре в Мексике.
Срезая путь, команда Макдональда встретил двух старателей, которые приняли их за враждебных апачей. Золотоискатели дрожали и суетились перед скаутами явапаи, думая, что еще чуть-чуть и их поставят к пыточному столбу, хотя перед ними стоял лейтенант армии США во всей полагающейся армейской форме.
Юма Билл подумал, что это чертовски забавно, и сказал ухмыляющимся товарищам:
Белые люди совсем напуганы, ни одной приятной новости за целый день.
Продолжая путь, отряд вышел на скалистую гряду перед каньоном Подкова возле Пика Штейна в Нью-Мексико. Из каньона тянулся дым, свидетельствуя о том, что совсем недавно там жгли костры немирные апачи.
Шесть индейцев-скаутов считали, что идти в узкий каньон это идти на верную смерть, но Макдональд был иного мнения. Он надавил на гордость скаутов, называя их трусливыми бабами, и разведчики с угрюмыми лицами последовали за бледнолицым командиром.
Следуя по следу вдоль каньона, Юма Билл взглянул наверх и увидел нацеленные на них ружья апачей. Он крикнул: «Осторожно, лейтенант Макдональд!». Офицер, пришпорил коня и ушел с лини огня, когда раздался убийственный залп. Одна пуля лишь обожгла ему скулу, а вторая пробила навылет шляпу. Не так сильно повезло остальным членам команды, трое скаутов замертво упали с лошадей.
Юма Билл открыл огонь по апачам, прикрывая отход лейтенанта. Макдональд поспешил вернуться назад за укрытие и храбрец скаут последовал за ним. Второй залп апачей снова не задел лейтенанта, но в этот раз не повезло самому Юма Биллу, он присоединился к трем своим товарищам в "Края Счастливой охоты".
Не смея отступать, лейтенант Макдональд удерживал свою позицию с оставшимися людьми и послал сообщение полковнику Форсайту с одним из индейских скаутов. Позже полковник Форсайт сообщал, что
Я приказал лейтенанту Макдональду с шестью индейскими разведчиками разведать местность и пересечь реку Хила. Когда мы прошли примерно две трети пути, прискакал один из индейских скаутов и доложил мне, что четверо разведчиков были убиты из засады большим количеством чирикауа, а лейтенант Макдональд и еще двое людей защищаются от них.
Я проскакал до них шестнадцать миль и обнаружил, что индейцы прочно укрепились в районе пика Штейна. Я сразу же атаковал их и изгнал с их крепких позиций. Они отступили и заняли две неприступные позиции. Я счел невозможным выбить их без больших потерь и отказался от дальнейших операций. Я потерял четырех индейских скаутов и одного рядового из роты "C" убитыми, а также одного сержанта и четырех рядовых ранеными.
Проще говоря, Форсайт, имея многократное превосходство в силах над апачами ( роты C, F, G, H и M 4-й кавалерийского полка), предпочел не рисковать,пытаясь выбить апачей с "неприступных позиций". Он отступил из района пика Штейна, апачи беспрепятственно ушли через долину Сан-Симон.
Начальник индейцев-скаутов Эл Зибер высказал много колких издевательств в адрес не в меру острожного полковника Форсайта. Думается, будь жив Юма Билл и он бы вставил свои пять центов на счет полковника и своего лейтенанта.
Все что осталось от Юма Билла это фотография и сухая строчка из Журнала регистрации смертей военнослужащих армии США - "Юма Билл, индейский скаут, 23 апреля 1882 года, Пик Штейна, Убит в бою с враждебными индейцами"
Имена еще троих убитых скаутов были - Калох Вичаджо, Паноча и Сегуания.