Найти тему

1500 слов в 3 года и от 4000 в 7 лет. Как этого добиться?

Что могут сделать родители, чтобы у ребенка был развернутый, точный и систематизированный словарный запас? Рекомендации логопеда-дефектолога.

Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/
Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/

На консультациях я часто слышу жалобы родителей, что ребенок затрудняется подобрать слова, делает паузы в речи, как будто вспоминает слово. Или говорит очень просто, не точно называет слова: говорит не «кресло», а «диван»; не «табурет», а «стул» и т.д.

Как могут родители помочь в развитии словарного запаса ребенка?

Во-первых, очень важна грамотная речь самих родителей: чем более точный, обширный и распространённый словарный запас у взрослого, чем более точно и конкретно он будет называть то, что вокруг него происходит – тем больше слов будет и в арсенале самого ребенка.

Как известно, речь формируется только в социуме, поэтому так важно, чтобы сами родители говорили грамотно и точно.

Многочисленные рекомендации называть малышам «все, происходит вокруг» связаны именно с этим. Когда Вы комментируете происходящее и обращаете внимание малыша на все, что происходит вокруг - это ребенку узнать у слышать, как называются разные предметы и явления.

Эта рекомендация обязательно должна быть согласована с уровнем развития ребенка. Если Вы видите, что ребенок не откликается на Ваши слова, если то, что Вы говорите становится для него просто «белым шумом» где-то вокруг, то в этом случае надо обязательно исключить лишние слова из речи и называть только сам предмет или явление, чтобы ребёнок запоминал отдельные названия. Заменить комментарий: «Смотри, Петенька, какая красивая ворона села на тонкую веточку березы», на слово «Ворона!» и указательный жест на птицу.

В этой ситуации Вы как-будто учите иностранный язык с ребенком: Вы не будете в этом случае использовать распространённые фразы, а просто назовете какое-то явление. И для лучшего запоминания, попросите малыша повторить за Вами новое слово.

Если малыш развивается нормативно, обязательно называйте не только сами предметы, но, например, детали предмета, материалы, из которых он изготовлен, можно придумывать разные действия, например: «Что можно сделать с шоколадом? Кроме того, что его можно съесть, можно: купить, подарить, сломать, расплавить, сделать из него шоколадный торт и т.д.».

Какие пособия можно использовать для развития словарного запаса ребенка?

Для ребят постарше существует огромное количество пособий. Пособия обычно группируются по так называемым лексическим темам, или обобщающим словам: игрушки, мебель, посуда и т.д. И чем больше в этом пособии картинок с точными названиями предметов, чем больше заданий для включения этих названий в разные виды работы – тем лучше. Например, в лексическую тему «Посуда» могут быть включены не только всем известные тарелки, ложки, вилки, чашки и т.д., а, например: кувшин, сахарница, солонка, соусница, масленка …

Еще один отличный способ систематизации и быстрой актуализации словарного запаса - подбор слов по семантическим полям. В этом случае мы учим ребенка подбирать слова и строить различные гипотезы по определенным критериям. Например, просим ребенка подобрать как можно больше вариантов того, что бывает деревянным. Или просим придумать, что может делать медведь и ребёнок подбирает как можно больше глаголов. Или просим подобрать как можно больше слов -признаков к слову «мама».

Все эти задания тоже прекрасно развивают словарный запас и помогут сделать речь ребёнка богатой, красивой и распространенной.

Кроме выполнения специальных заданий «за столом» для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и так далее. Поиграйте с детьми в игры типа: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Я знаю пять» (например, овощей. Для ребят постарше задания можно усложнить, например: «Я знаю пять городов\названий планет»). Игры связанные с описанием: «Опиши свою одежду», «Угадай, про кого я говорю» (можно называть признаки разных животных и т.д.).

И, конечно, главный источник прекрасных речевых образцов и мало используемых в быту слов - это художественная литература.

Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/
Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/

Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, как правило, имеют хорошо развитую речь. Ежедневно читайте ребенку подходящую по возрасту детскую литературу. Заканчивать чтение надо до того, как ребенок устанет. После чтения отложите книгу и сами перескажите ребёнку содержание прочитанного отрывка. Задавайте вопросы по содержанию и обязательно объясните, а можно показать на картинках или в видеороликах, незнакомые слова.

Всем отлично говорящих детей с богатым словарным запасом!