Найти в Дзене
Авиатехник

Сухой Т-58Л. Для чего на истребитель-перехватчик пытались установить лыжное шасси? Рассказывает авиатехник

Потребность в разработке самолёта, способного осуществлять взлёт и посадку с грунтовых аэродромов возникла во времена Карибского кризиса. Советские военные быстро поняли, что отечественные истребители ещё не были готовы к подобным условиям.
Так появилось требование - обеспечить возможность базирования всего парка тактической авиации на подготовленных грунтовых аэродромах.
ОКБ Сухого в 60-х годах
Оглавление

Потребность в разработке самолёта, способного осуществлять взлёт и посадку с грунтовых аэродромов возникла во времена Карибского кризиса. Советские военные быстро поняли, что отечественные истребители ещё не были готовы к подобным условиям.

Так появилось требование - обеспечить возможность базирования всего парка тактической авиации на подготовленных грунтовых аэродромах.

ОКБ Сухого в 60-х годах активно занималось исследованиями, связанными с истребителем-перехватчиком Су-15. Опытная машина, на которой проводились различные испытания, связанные с Су-15, получила шифр Т-58Л.

История данного проекта началась в апреле 1964 года. Как вы уже могли догадаться по заголовку статьи, Т-58Л служил для проверки надёжности лыжного шассии при посадке на грунтовые ВПП. Конечно, у него были и другие немаловажные задачи.

Лыжное шасси от Т-58Л
Лыжное шасси от Т-58Л

Специалисты ОКБ Сухого уже использовали лыжное шасси на опытных самолётах С-23, С-26 и С-22-4 (варианты Су-7). Именно по этой причине конструкторы решили попытаться оснастить съемными лыжами и Су-15. Стоит отметить, что передняя стойка шасси оставалась без изменений (первое фото).

Лыжи были оборудованы системой смазки.

Су-7 c лыжным шасси
Су-7 c лыжным шасси

Учитывая условия местности, где проводились испытания Т-58Л, конструкторы позаботились о защите воздухозаборников от попадания посторонних предметов. Защита устанавливалась на передней опоре и представляла собой специальные щитки.

-4

До конца 1967 года Т-58Л проходил испытания на грунтовых и бетонных ВПП. Испытания проводились в Крыму (рядом с Феодосией).

Самолёт испытывался на различных грунтах. В первую очередь определялся уровень вибрационных нагрузок на оборудование и РЛС, вооружение и т.д. Помимо этого, изучался спектр разброса грунта с целью установки оптимальной формы защитных щитков и створок.

8 сентября 1967 г. во время взлёта с грунтовой ВПП сразу после отрыва передней опоры шасси от поверхности полосы возник крен самолёта. Из-за этого одна часть стабилизатора задела землю противофлаттерным грузом. К счастью, никто не пострадал. Повреждения были незначительными - концевую часть стабилизатора пришлось заменить.

-5

После данного инцидента в конструкцию серийного истребителя были внесены некоторые изменения, связанные с противофлаттерными грузами.

Тем не менее, испытания Т-58Л на грунтовых ВПП с лыжными шасси показали уйму недостатков. Нагрузки на РЛС и вооружение были весьма высокими. Более того, во время взлёта элементы фюзеляжа сильно загрязнялись. Больше всего страдали ракеты с самонаведением.

В конце 1967 года конструкторы приняли решение - установить удлиненную переднюю опору шасси с механизмом разворота и двумя колесами меньшего диаметра.

-6

Какое-то время после неудачных испытаний, подобные лыжные шасси рассматривались для установки на модернизированную версию Су-15, однако вскоре от них пришлось полностью отказаться.

Т-58Л долгое время служил летающим стендом для испытаний в ОКБ Сухого. В 1974 году его передали в академию им. Н. Е. Жуковского, где впоследствии он попал в музей Монино.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Характеристики

-8

А на этом всё друзья! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на мой канал! Публикации выходят практически каждый день :)

Читайте далее:

Kawasaki EC-1. Для чего ему нужны два обтекателя странной формы спереди и сзади? Отвечает авиатехник

-9