Найти тему
Николай Секерин

9 самых известных пьес Шекспира

Читая книги современных писателей, а тем более классиков, постоянно наталкиваешься на предложенные в повествовании аналогии о героях Уильяма Шекспира. Кроме того, персонажи романов зачастую сами, находясь в своей вымышленной реальности, то и дело читают произведения этого прославленного на веки автора.

Всякие там истории Ромео и Джульетты, Отелло и Гамлета знакомы на слух пожалуй каждому цивилизованному человеку. О них вот уже четыреста лет ставятся спектакли в театрах и имена этих персонажей стали уже давно нарицательными. Однако, копнув глубже, я обнаружил, что по сути ничего и не знаю толком об этих историях кроме общих определений. И дабы почерпнуть информацию из первоисточника, пару лет назад приобрёл книгу английского классика с полным собранием сочинений.

Читать здесь всё оказалось выше моих сил, поэтому выделив девять самых знаменитых пьес, я прочитал покамест только их. Некоторые понял, некоторые прочитал буквы, минуя смысл. В целом, дерзну заявить, что мне не понравилось и ниже хочу поделиться отдельными впечатлениями по каждой из девяти прочитанных мною пьес.

1) «Укрощение строптивой»

В общем интересное произведение, по части смысла. Довольно короткое, часть пьесы написана в прозе, то есть при диалогах не всегда стихи, есть и простые фразы. Сюжет интересный, но трудно воспринимаемый. О том как злющую "стерву" сделать ручной. Нужен лишь правильный подход от правильного мужика. Порадовало обилие грубых слов, цензурных конечно, но всё же местами Шекспир очень даже патриархальный автор.

2) «Ромео и Джульетта»

Чем меня поразила эта бессмертная классическая пьеса, так это своей нелепостью и абсурдом происходящего. Логики здесь не найти, а причинно-следственная связь настолько высосана из пальца, что начинаешь сомневаться в умственных способностях героев. Конечно, вечная классика и т.д., оно даже сейчас интересно (наверное), если подобрал ключ ко всем этим стихоплётствам и научился улавливать суть. А для своего времени вообще, пожалуй, это было мега круто, ведь у Шекспира в этой пьесе есть ни много ни мало - нецензурные выражения, что весьма необычно даже для восемнадцатого и девятнадцатого века, не говоря уже о шестнадцатом, или откуда он там...

Прилипшую к ушам рифму «нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» в пьесе так и не нашёл, хотя и прочитал от корки до корки. Ни в начале, ни в середине, ни в конце (говорят, дело в переводе).

По мне, печали здесь не особенно, а больше подошло бы: «нет повести нелепее на свете», потому как сия увековеченная история любви, при детальном изучении оказывается ужасной глупостью.

3) «Сон в летнюю ночь»

Сюжет снова закручен вокруг трагической и нелепой любви. Есть доля мистики и сказочности: приворот-(того)рот, магия, зелья, "полюби меня такой"... в общем, что смог уловить – уловил. Остальное - мимо головы, улетучилось, или осело где-то на подсознании (если верить популярным психологам).

4) «Венецианский купец»

Пьеса пришлась по вкусу. Сюжет понятен, интересно читать и местами стихотворная форма обильно перемежается с прозой, это тоже очень кстати. Здесь не надо представлять жизненную историю в воображаемом мире, здесь надо представлять именно действие в спектакле на сцене театра.

В общем, после «Сна в летнюю ночь» для меня контраст очевиден, там я не понял почти ничего, просто заглатывал слова, здесь уже по крайней мере стало ясно что да как и что почём. Местами даже забавно, особенно хитрые ходы главной героини и антисемитская атака боевых христиан на зажиточного жида (пардон). Если кто слышал выражение «отрежь фунт мяса» - это отсюда. История о том, как для уплаты долга не помогли деньги, а потребовалось обильно резануть свои филейный части на живую и без наркоза.

5) «Юлий Цезарь»

«Юлий Цезарь» – трагедия менее знаменитая нежели «Гамлет», или «Ромео и Джульетта», однако всё-таки достаточно знаменитая, поскольку я неоднократно видел ссылки и цитаты у писателей прозаиков. Собственно, поэтому и отметил её для прочтения в томе с ПСС.

Пьеса, как видно из названия, посвящена Юлию Цезарю, его ближайшему окружению, предательству и убийству. А после, душевным терзаниям и неминуемой расплате. «Зло, сотворённое тобой, к тебе вернётся непременно» писал Омар Хаям. Шекспир тоже, пожалуй что, писал в основном про это.

6) «Гамлет, принц датский»

По-моему скромному мнению это произведение лучшее у Шекспира. По крайней мере из самых знаменитых. Пьеса известна так же как и «Ромео и Джульетта». С точки зрения жёсткости сюжетной линии, «Гамлет», пожалуй что более грубый. Но конечно же абсурда и театральности здесь как всегда много, без этого в пиесах никак не можно.

Классическая история, цитируемая уже не одно столетие. С «Гамлетом» сравнивают различных литературных персонажей, его строки постоянно цитируются. «Быть, или не быть» - вообще возведена в ранг рекламного слогана, особенно после того, как «быть» в отечественном алкоголическом маркетинге заменили на «пить».

Философские рассуждения автора от имени принца датского на тему жизни и смерти, тленности всего сущего и серой безысходности, кровавая месть, коварство и ненависть.

7) «Отелло, венецианский мавр»

Всемирно известная история ревнивца и крылатое выражение «молилась ли ты на ночь Дездемона?», которое использовали уже где только можно и нельзя (если не изменяет память, даже однажды в какой-то дурацкой рекламе).

Честно говоря, я ожидал сюжет узкой направленности: семейный быт, супружеская пара, ревность и далее всё по типичному сценарию лишённого самодостаточности, неуверенного в себе человека.

Но здесь, оказывается, всё глубже. У этой пары ревнивец-красавица есть своя предыстория, которая также включена в сюжет. Чем-то отдалённо напоминает сюжет о красавице и чудовище. Он такой весь безобразно ужасный, она вся принцесса, с большой буквы "П" и вдруг влюбилась. Ну а дальше уже всё то, о чём все знают: ложный донос, неоправданные ожидания, казнь на месте...

В общем интересно, можно прочитать для общего развития.

8) «Макбет»

Впечатления плюс-минус такие же, как и от «Венецианский Купец». Разумеется, в просветительских целях прочитать стоит, благо пьеса короткая (как и все остальные) не более пятидесяти страниц стихотворной формой.

Здесь сюжет повествует о заговоре Макбета и его жены леди Макбет, которые вероломным путём решили захватить власть в королевстве. В нынешнюю моду на популярные сериалы типа «Карточный домик» и другие, где речь идёт о политике высокого уровня, зачастую приводятся аналогии именно на это шекспировское произведение. Теперь я знаю почему.

9) «Король Лир»

История Короля Лир и его дочерей, вероломство и способы царского подсиживания, браки по расчёту и ещё что-то такое из области высокой политики.

В целом, здесь смог уловить, навскидку, не более десяти процентов сути. Всё больше радовался, что это последнее по списку произведение. Может, попробую ещё в будущем.

_______________________________

Конечно, в спектакле, возможно, Шекспира смотреть было бы интересно, однако, все эти пьесы, представляют собой именно что сценарий для постановки в театре. Одно дело смотреть постановку и совсем другое читать и рисовать в голове картину, именно с оглядкой на то, как если бы ты сидел в большом тёмном зале перед сценой.

Не знаю, Пушкин, Лермонтов в стихах, или Гоголь в прозе, для меня интересны, читать их нравится и всё ясно. С Шекспиром же, я девять раз сидел и ломал себе мозги.

Как то наткнулся на мнение о том, что наш Лев Николаевич Толстой не любил Шекспира. Любить, или не любить – вот в чём вопрос. А для меня ещё вопрос, за что всё-таки его так сильно возвеличили? По моему, опять же, скромному мнению, этот великий англосакс весьма проигрывает нашим столпам-поэтам золотого века. А про других мастеров русской классики, писавших в прозе и говорить нечего.

Но на вкус и цвет, как говорится. Всегда, разумеется, стоит проверить самому. И начинать, наверное, лучше с этих девяти, наиболее известных произведений.