Я в детстве не любила ходить в школу. Для ранимого интроверта, превратившегося в социофоба из-за жестокости, грубости и непонимания окружающих, посещение школы - настоящая пытка. И я с большим облегчением вздохнула, когда школьные годы закончились. Но вот за что я действительно благодарна своей школе - это за то, что нас чуть ли не с первого класса учили делать конспекты по всем предметам, разве что физкультура была исключением. Мне это очень помогло в исполнении некоторых моих предназначений, и, в общем и целом, в жизни вообще.
В школе нам каждый преподаватель говорил: "Вот я вам сейчас диктую, а когда в институте будете учиться, вам никто диктовать не будет, вам надо будет успеть записать за преподавателем самое главное, и ничего не пропустить из ценной информации. От этого будет зависеть качество вашей учёбы". Современным детям и студентам, наверно, это смешно читать, но в советское время для обычных людей купить портативный диктофон составляло большую трудность - их просто не было в открытой продаже . А уж сотовых телефонов и подавно не было. И мы упорно учились делать конспекты, даже на уроках английского языка (я училась в школе с усиленным изучением этого предмета).
Прочитала параграф в учебнике - сделай конспект, потом будешь его ещё наизусть сдавать в письменной форме. И так по каждой теме, по каждому предмету.
И с годами стала подмечать, что в мою память буквально врезаются главные мысли из текста, разговора, чьей-то речи или просто отдельные высказывания, в данный момент кажущиеся мне не очень важными, но почему-то мне запомнившиеся, а потом всплывшие из хранилищ памяти в нужное время и в нужном месте и очень пригодившиеся в жизни.
То есть, это умение находить нужную информацию перешло на некий интуитивный уровень и теперь позволяет мне уже не тратить усилия по сосредоточению на этой функции: зачастую пробежишь слегка глазами по тексту и тут же выходишь на единственно ценную фразу и позже выясняется, что судьба вывела на данный текст только ради неё, потому что она потом очень пригодилась. Только она, а остальной текст - вода. А иногда бывает, что открываешь книгу или статью в сети, и сразу глаза на нужное предложение или абзац падают.
И очень часто у такой информации находилось применение не в том, чтобы использовать её напрямую, как есть, а для того, чтоб на её основе построить какие-то свои выводы, которые приведут, куда надо. Зачастую приходится даже отталкиваться от противоположного, чтобы свои адекватные выводы сделать.
Как я поняла по своему опыту, умение составлять конспекты воспитывает не только интуитивное умение быстро находить нужную информацию и ею правильно воспользоваться, но и очень ценное качество - дотошность. А если дотошность использовать вкупе с природосообразным мышлением — это вообще невероятно полезная вещь!
Все эти качества помогают мне находить, образно говоря, иголку в стоге сена, единственную изюминку в огромном торте, и очень помогает в моей исследовательской работе смотреть на обычные вещи совсем с другой, неожиданной, стороны. Иногда даже чувствую себя какой-то инопланетянкой: кто-то что-то сказал или написал, я это услышала/увидела/прочитала вместе со всеми, они прошли мимо, не заметив, я сделала на этой основе (иногда читая между строк) совершенно неожиданные для остальных (а порой и для себя) выводы и придумала на основе всего этого какую-то полезную идею. И мне очень печально, когда другие проходят мимо "золотого прииска". Это же так просто: почувствовать, что вот это — важно!
И мне всегда становится грустно, когда вижу, как человек, получив очень ценную информацию, пренебрёг ею (не услышал глас Небесной Канцелярии, которая нам всё время для помощи такие ситуации подкидывает), а потом, лет через ...надцать это всплывает в виде негативных последствий, которые исправить очень нелегко, на это понадобится ещё много лет.
Считаю, что наработать такие качества - интуитивное чутьё на важную информацию и дотошность - можно в любом возрасте, хоть в 90 лет, было бы желание. И начинать надо ... с конспектов. Как этому научиться (моё видение):
1. Берёте большой текст, выписываете из него самые важные тезисы, идеи, мысли в той последовательности, в которой они там выложены.
2. Убираете сделанный вами конспект подальше от своих глаз на несколько дней, чтобы забыть и отвыкнуть от текста. Потом снова возвращаетесь к нему, перечитываете исходный текст и свой конспект, проверяете незамыленным взглядом (этот текст-исходник может даже показаться вам совершенно новым, вы уже будете, ввиду прошедшего отрезка времени, смотреть на него другим взглядом), насколько вы действительно всё самое ценное записали: возможно, есть предложения, которые можно убрать, они непринципиальны. А, может, вы в основном тексте пропустили какое-то предложение, которое несёт важную информацию, без которой текст конспекта будет ущербным, а вы его в конспект в прошлый раз не записали. Исправляете.
3. Так поступаете изо дня в день, делая конспекты в два этапа (а можно и в три, если хотите). Через некоторое время вы почувствуете, что стали замечать то, что раньше проходило мимо вас. У вас будет появляться много идей, жизнь станет интересней, насыщенней. Вы заметите,что чутьё на полезную информацию обострилось.
И вот что интересно. Несмотря на то, что я ещё в школе овладела в совершенстве умением составлять конспекты по чужим текстам, я совершенно не умею излагать кратко СВОИ мысли, идеи и опыт в письмах, статьях, комментариях. Когда излагаю в письменной форме свои собственные мысли, идеи, чувства, про меня говорят: "Там где Ирина, там краткость отдыхает".
Нет, я ,конечно, могу составить конспект на основе своей собственной статьи. Но в этом конспекте не будет ... ну, как бы это сказать точнее... жизни, что ли. Конспект - это чисто информация, без чувств, эмоций, пережитого ЧУВСТВЕННОГО опыта. А я, когда пишу свои тексты, вкладываю ДУШУ, чувства, и через это излагаю свой опыт.
Конспекты нужны для того, чтобы структурировать полученную информацию, на её основе сделать свои выводы (между строк или от противоположного, или напрямую из полученной информации) , на основе усвоенной информации и своих выводов из неё создать какие-то свои НОВЫЕ идеи, теории, затем проверить их многократно на практике, сверить всё это с точки зрения природосообразного мышления, а потом создавать свои технологии, статьи, книги, вкладывая туда свою душу, чувства и полученный полезный опыт. И тот, кто это всё сделает, тот меня поймёт: выразить свою душу и чувства кратко через слова невозможно, если это делаешь ИСКРЕННО, без мысли заработать на этом!
Нет, я не отношусь к тем, кто намеренно растягивает свои тексты, как резину, и разбавляет их "водой",чтобы наполнить контентом сайт или блог, и потом заработать на этом. Мне такой деятельностью противно заниматься. Просто, когда есть, что написать, и есть чувства, то невозможно это выразить кратко.
И, если раньше я комплексовала по поводу своей многословности, то теперь - нет, потому что это так здорово - многогранно выразить свою мысль и быть услышанной теми, кто ЧУВСТВУЕТ.
А теперь можете делать конспект по моей статье... )))
Автор: Ирина Лысенко. Томск.
Подписывайтесь на мой канал, и это будет для меня знаком, что моё творчество нужно людям!
И не забывайте нажать кнопку "Нравится". Если вам, конечно, нравится...