Найти тему

Как помочь малышу быстро выучить стихотворение? Метод рисования строчек

Учить стихотворения полезно — это известно всем. Так развиваются речь и интеллект ребёнка, улучшается его вербальная память.

Вербальная память — способность запоминать информацию, представленную в словесной форме. Это очень важный вид памяти для успешного обучения в школе.

Я считаю, что разучивание и чтение стихов наизусть развивают также фантазию ребёнка и его актёрские способности.

В общем, учить надо.

Когда-то давным-давно я купила книгу «Память. Дети 7-10 лет» Л.В. Черемошкиной, доктора психологических наук. Автор специализируется именно на памяти и мнемонических приёмах.

В книге приводилось три способа запоминания стихотворений.

Первый: разделить текст на части и изучать их последовательно. Сначала хорошо выучить первую часть, не отвлекаясь на остальные. Когда первая будет отскакивать от зубов, перейти ко второй. Выучив все части, повторять стихотворение полностью.

Второй: учить стихотворение сразу целиком. Сначала надо много раз прочитать его, а потом пытаться повторить, по необходимости заглядывая в текст. Этот метод предполагает многократное возвращение к стихотворению в течение дня.

Третий: выразительно прочитать стихотворение, понять смысл, а затем зарисовать каждую строчку или каждый смысловой отрезок. Повторить стихотворение, глядя на рисунок, по необходимости заглядывая в текст. Далее нужно воспроизводить стихотворение наизусть с опорой только на рисунок. Следующий этап — удержание рисунка в уме. То есть лист с художественными подсказками надо убрать.

Я со старшим сыном в своё время опробовала все методы. Наиболее эффективным оказался первый (изучение по частям). Черемошкина, кстати, специально отметила: разным детям подходят разные методы.

Итак, вариант с рисунками моему старшему не подошёл. Но он тогда уже был школьником.

Теперь я решила опробовать этот метод с младшим сыном. Малышу 3 года. Раньше мы учили стихи вторым способом — целиком. Ну, потому что стишки были совсем маленькие.

В последнее время я стала предлагать стихи побольше — и дело пошло уже не так бодро. Поэтому я решила их зарисовать. Было любопытно: что нам это даст.

Выяснилось: метод работает. С опорой на рисунок мой ребёнок моментально запоминает стихотворение.

Рисую, конечно, я сама. По-детски, криво-косо (не досталось мне ни ровных рук, ни хорошей зрительной памяти), но тут точность и красота не требуются. Лишь бы было понятно, что изображено. Я люблю занять руки и покалякать, пока смотрю сериал. Вот и набросала такие схемы-подсказки к двум стихотворениям.

Картинки содержат разные куски текста: где-то строчка, где-то две.

Вот произведение И. Токмаковой «Где спит рыбка». Это первое стихотворение, которое мы изучили по рисункам.

Восемь картинок в клетках. Двигаемся по клеточкам слева направо: сначала верхний ряд, потом нижний. Затем в стихотворении идет закольцовывание, поэтому мы снова возвращаемся к верхнему ряду, к первым трём клеткам.

1. Ночью темень.

2. Ночью тишь.

3 Рыбка, рыбка, где ты спишь?

4. Лисий след ведет к норе,

5. След собачий — к конуре.

6. Белкин след ведёт к дуплу,

7. Мышкин — к дырочке в полу.

8. Жаль, что в речке, на воде, нет следов твоих нигде.

1. Только темень,

2. Только тишь.

3. Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Второе стихотворение — «Булочная песня» М. Бородицкой. Двенадцать клеточек-картинок.

-2

1. Были два приятеля:

Бублик и Батон.

2. Ждали покупателя

Бублик и Батон.

3. Бублику понравился

Школьник в колпачке,

4. А Батону — бабушка

В бежевом платке.

5. Бублик в ранец бухнулся

6. И понёсся вскачь.

7. А Батон тихонечко

В сетке кач да кач…

8. Бублик познакомился

С горкой ледяной,

9. С четырьмя мальчишками,

С девочкой одной.

10. А Батон — с кастрюльками,

С тёплым молоком,

11. С бородатым дедушкой,

12. С рыженьким щенком.

Стихотворение Бородицкой довольно объёмное для трёхлетки, но по схеме с картинками сын выучил его на раз-два. Ему интересно, он воспринимает это как игру.

Не всем стихам подходит этот способ. Но некоторые произведения буквально просятся быть зарисованными.

Будем и дальше практиковать эту систему для подходящих стихотворений. Ну а те, которые трудно зарисовать, будем учить другим способом.

В общем, рекомендую методику. Если малышу тяжело запомнить стихотворение — попробуйте его нарисовать. Если ребёнок уже умеет неплохо рисовать — делайте это совместно. Придумывайте сообща, какое изображение подойдёт для той или иной строчки. Пока готовишь схему-рисунок — стихотворение уже запоминается полностью или частично.

Ну а если не хочется рисовать — можно изготовить картинку-алгоритм с помощью графического редактора.

Ещё о наших занятиях и играх:

Сюжетные математические игры для обучения малыша счёту

Как я готовлю ребёнка к предстоящему обучению чтению

На чём рисовать малышу? Не альбомным листом единым