«Бешеными овациями встретили зрители артистов, что вышли на поклон», - пишет театральный критик. А тинейджер отмечает в блоге, как классно «побесился» с друзьями на рейве. Прививка «от бешенства» домашним любимцам — обычное дело.
Люди плохо представляют, кто такие бесы. Беспечно сравнивают с ними себя, близких, ощущения. Но так ли безобидны эти сущности, могут ли бесы видеть нас, вводить во искушения.
Внецерковные люди узнают о существовании нечистых духов из литературы. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь описывают их, как недалеких существ с низким интеллектом. А булгаковский герой, наоборот, предстает вершителем судеб, которому безопаснее подчиниться. Отсюда и отношение к темным силам: от пренебрежения до ужаса.
Христианский взгляд на духов падших
Церковное Предание рассказывает о войне на Небе, в которой третья часть ангелов отпала от Бога. Когда-то прекрасный и светоносный ангел, Люцифер, стал диаволом и решил погубить любимое создание Бога – человека.
После райского искушения людей пленила смерть, они стали бездомными и уязвимыми для бесов. « Надобно вести ежедневную войну с диаволом, — в беспрестанных стычках отражать копья его и стрелы», - говорит священномученик Киприан Карфагенский.
Путь соединения с Богом остался: через покаяние и преодоление преград, что возводят темные силы на дороге спасения. «Бог оставил диавола , чтобы пробуждать нашу беспечность и доставлять нам повод к получению венцов», - считает Иоанн Златоуст.
Бесы видят нас и искушают. Господь попускает это, но до назначенных границ, чтобы человек преодолевая сатанинские наветы, рос и совершенствовался как воин христов. Верный Богу побеждает козни дьявола – искушения.
Искус идет во благо его бессмертной душе. Христианин сосредотачивает духовные силы внутри искушения, выпрямляет свой путь к Богу. По-новому видит мир, что окружает его.
Сражающийся за спасение получает огромный опыт веры и молитвы. «Не может диавол пересилить рабов Божиих, которые веруют в Господа от всего сердца, может противоборствовать, но победить не может», - говорит апостол Ерм.