Найти в Дзене

Фантастические фильмы, которые заставляют задуматься

Какие фантастические фильмы несут в себе глубокий смысл и провоцируют к размышлениям над поднятыми в них вопросами? Перечислим некоторые из подобных кинокартин в хронологическом порядке.

Герои «Матрицы».
Герои «Матрицы».

Самой первой в нашем списке станет легендарная «Матрица» (The Matrix), снятая в 1999 году. Этот фильм заставил кинокритиков говорить о философских концепциях, начиная с платоновской «пещеры» до лемовских рассуждений о природе виртуальной и обычной реальности, а также «симулякров» Бодрийяра. Кроме того, все фильмы кинотрилогии Вачовски насыщены разнообразными аллюзиями, в том числе на античную мифологию (Пифия, Персефона, Морфеус) и Ветхий Завет (Зион, он же Сион, корабль «Навуходоносор» и т.д.).

Трудно заставить учеников слушаться пожилого учителя.
Трудно заставить учеников слушаться пожилого учителя.

Следующий фильм был снят в 2000 году японским режиссёром Киндзи Фукасаку по роману Косюна Таками, а главную роль в нём сыграл известный актёр Такеши Китано. «Королевская битва» (Batoru rowaiaru) показывает нам жестокие реалии Японии будущего. Каждый год один из выпускных классов средней школы участвует в телешоу, выжить в котором дозволено лишь одному человеку.

Постер «Эффекта бабочки».
Постер «Эффекта бабочки».

В 2004 году в США вышел на экраны фильм «Эффект бабочки» (The Butterfly Effect). Уже в названии содержится сразу две отсылки — к фантастическому рассказу Рэя Брэдбери о влиянии незначительных изменений в прошлом на далёкое будущее и к математической Теории хаоса, где также есть одноимённый эффект. Главный герой фильма обладает способностью возвращаться в своё прошлое и вносить в него изменения. Но последствия оказываются совсем не такими, как он ожидал.

«Это галлюцинация или жуткая реальность?»
«Это галлюцинация или жуткая реальность?»

Следующий фильм «Помутнение» (A Scanner Darkly), снятый по одноимённому роману Филиппа Дика в 2006 году, анимационный. Он сделан в технике ротоскопирования: художники-аниматоры прорисовывали каждый кадр поверх реального. Такая способ съёмки позволил отобразить своеобразный взгляд на мир главного героя, которому сложно отличить реальность от галлюцинаций. Действие фильма разворачивается в близком будущем и посвящёно борьбе полиции с распространением психоактивных веществ.

Жандармы и инопланетяне.
Жандармы и инопланетяне.

Фильм «Район №9» (District 9), появившийся в 2009 году, посвящён прилёту инопланетян, которые не блистают интеллектом и в результате вынуждены жить в гетто. Действие происходит в одном из таких поселений возле Йоханнесбурга, столицы ЮАР. Главный герой Викус ван де Мерве оказывается заражён инопланетным вирусом, который постепенно превращает его в одного из пришельцев.

Постер «Начала».
Постер «Начала».

В 2010 году Кристофер Нолан снял знаменитый фильм «Начало» (Inception), эксплуатирующий идею осознанных сновидений и влияния на человеческую психику через подсознание. В мире, показанном в этой кинокартине, технология проникновения в чужие сны используется для промышленного шпионажа. Однако в результате иллюзорный и обычный миры смешиваются до полной неразличимости.

Кадр из фильма «Меняющие реальность».
Кадр из фильма «Меняющие реальность».

Через год появился ещё один фантастический боевик на схожую тематику. Американский режиссёр и продюсер Джордж Нолфи снял фильм «Меняющие реальность» (The Adjustment Bureau) по мотивам рассказа Филипа Дика «Команда корректировки». По сюжету фильма молодой конгрессмен внезапно узнаёт о существовании тайной организации, изменяющей ход истории. Эти люди предотвратили множество катастроф и войн, но при этом их вмешательство порой трагически сказывается на судьбах отдельных людей, в том числе и главного героя.

На лице главного героя отразилась резкая активизация его мозга.
На лице главного героя отразилась резкая активизация его мозга.

В том же году появился ещё один фильм, посвящённый непознанным до сих пор возможностям человеческого разума. Фантастический фильм «Области Тьмы» (Limitless) демонстрирует последствия появления медицинского препарата, резко повышающего эффективность работы мозга. В 2012 году эта кинокартина была номинирована на премию «Сатурн» в категории «Лучший научно-фантастический фильм».

Скарлетт Йоханссон в роли Люси.
Скарлетт Йоханссон в роли Люси.

Французский режиссёр Люк Бессон в 2014 году снял фантастический боевик «Люси» (Lucy), связанный с той же темой неиспользуемых человеком внутренних резервов своего мозга. Главная героиня фильма, получившая возможность полного контроля над собственным разумом, обретает множество способностей, включая телепатию. Она создаёт суперкомпьютер и переносит свою личность в сеть, тем самым обретая искусственное бессмертие.

Кадр из фильма «Апгрейд».
Кадр из фильма «Апгрейд».

Идея сращения человека с компьютером использована и в фильме 2018 года «Апгрейд» (Upgrade). Герой этой кинокартины, парализованный после травмы позвоночника, соглашается участвовать в испытании новейшего мозгового импланта, который оказывается полноценным искусственным разумом. Далее следует детективный сюжет, приводящий к трагическому финалу — порождённый человеком машинный интеллект обретает свободу, запирая своего прежнего носителя в воображаемом мире.

В каком мире мы живём на самом деле?
В каком мире мы живём на самом деле?

Тем самым круг замыкается, зритель снова сталкивается с проблемой, поднятой ещё в «Матрице» — как отличить обычный мир от его имитации, созданной сверхмощными компьютерами? Можно сказать, что идея нереальности видимого нами мира является одной из самых популярных в современной кинофантастике.