Найти тему

Протвино. Советский город будущего среди глухого леса.

Оглавление

Путешествуя по Подмосковью, продолжаешь убеждаться, что год основания далеко не всегда определяет степени интересности того или иного города. Даром, что мне куда более по душе цельные деревянные купеческие кварталы, на самый край - межвоенные сталинки и рабочие казармы периода модерна, мне очень сильно запал в душу один городок в Серпуховском городском округе. Этому городу всего 60 лет, однако нельзя сказать, что ему нечем удивить заезжего туриста.

Во многом секретный статус города Протвино определил его будущее местоположение. Наш сегодняшний пункт назначения находится за густым лесным массивом, в стороне от не шибко важной в советский период дороги Серпухов-Кременки-Жуков-Обнинск. Серьезного трафика по ней нет и сейчас, а вот очертания города с нее уже просматриваются - новые высотки подступают к шоссе вплотную.

Неожиданно для города эпохи модернизма Протвино встречает длинной, и даже красивой чисто пешеходной аллеей.

-2

Осенние цвета вокруг рождают соответствующее настроение. Самое время выйти из своей панельки с улучшенной планировкой и попинать листву.

-3

Исторически город рос с юга на север. Это отражено в его застройке - высотки 80-х и 90-х, "демаскирующие" город со стороны Кремёнского шоссе, по мере удаления от последнего сменяются нетиповыми брежневками и хрущёвками. Более глубоких исторических слоёв тут нет - город был основан в 1960-м году. Именно тогда, после двухгодовых изысканий, здесь начали рыть котлован под первый советский ускоритель элементарных частиц, впоследствии получивший известность как самый большой в мире адронный коллайдер.

На строительстве работали специалисты из Дубны, где уже был опыт возведения с нуля наукограда со всей инфраструктурой. В 1963-м году здесь учредили Институт физики высоких энергий (ИФВЭ). В те же годы возник городок, изначально называвшийся Серпухов-7 и получивший в 1965-м статус посёлка и новое название - Протвино. Городом Протвино официально стал только в 1989-м году, однако, как мы увидим позднее, его облик стал городским задолго до этого.

Жилые 9-этажки с улучшенным планировками, (1984)
Жилые 9-этажки с улучшенным планировками, (1984)

Своим необычным модернистским обликом Протвино в первую очередь обязан Дмитрию Михайловичу Корину, возглавлявшему группу создававших Протвино архитекторов и урбанистов до самой своей смерти в 1985-м. Созданный Кориным город, ещё не получив городской статус, неоднократно становился лауреатом уймы всероссийских премий. И не мудрено - был бы Протвино обычным постсоветским серым панельным городком, этого материала не появилось бы на свет.

Дома для сотрудников ИФВЭ в конце пешеходной части улицы Ленина (1988-89). Внутри - преимущественно однушки для молодых семей специалистов.
Дома для сотрудников ИФВЭ в конце пешеходной части улицы Ленина (1988-89). Внутри - преимущественно однушки для молодых семей специалистов.
-6

Вопреки тенденциям времени, Протвино - город в первую очередь для пешеходов. Небольшой размер городка (при нынешнем населении в 37 тысяч человек) делает концепцию "города для машин" ещё более необоснованной - расстояния здесь более чем мизерные. При этом пешеходу есть где погулять.

Пустовато, но всё равно уютно.
Пустовато, но всё равно уютно.
Там, где могли бы быть широченные улицы, в Протвино - аккуратные проезды, где за счёт кривизны не наберёшь большую скорость. Опять же - пешеход чувствует себя уверенно.
Там, где могли бы быть широченные улицы, в Протвино - аккуратные проезды, где за счёт кривизны не наберёшь большую скорость. Опять же - пешеход чувствует себя уверенно.

Местами в Протвино всё же чувствуется модернистская концепция полного разделения потоков автомобилей и пешеходов. Главная в городе улица Ленина в новой его части представляет собой проспект, "утопленный" в местность, в то время, как пешеход идёт выше, обособленно от него.

-9

Здесь же, на возвышении, местная спортивная школа (1977), ныне- школа Олимпрезерва. Напротив неё - интересный как минимум технически памятник-"флюгер" (2005) - скромная попытка создать новый символ города.

На самой же улице Ленина привлекают как малые архитектурные формы, вроде явно советских остановок в форме зонтика...

Так и мощные архитектурные доминанты, вроде бруталистской городской больницы (1970-е, видна на кадрах выше), или 9-этажного дома №13 по Ленина, за который Корин получил одну из своих премий.

-12

Дом состоит из трёх стоящих зигзагами корпусов. Прямо под центральным корпусом сделан проезд высотой в два этажа, на проверку оказывающийся поворотом на улицу Гагарина. Видели такое где-нибудь в России?

Улица Гагарина, вид из- под арки.
Улица Гагарина, вид из- под арки.

Ниже по Ленина - ещё два схожих "зигзагообразных" дома. Сама улица при этом ужимается до обычных масштабов, "выравниваясь" с пешеходными дорожками.

Конечно, пластиковые окна портят изначальную концепцию.
Конечно, пластиковые окна портят изначальную концепцию.
Внутридомовые пространства утопают в зелени.
Внутридомовые пространства утопают в зелени.
Старая советская мозайка по соседству с краеведческим музеем.
Старая советская мозайка по соседству с краеведческим музеем.

Заскочив в небольшой краеведческий музей (который очень круто наблюдать в городе возрастом в 60 лет), движемся южнее. Чем дальше на юг, тем плотнее становится застройка, тем больше становится зелени, тем меньше становится этажность.

Неприметное здание городской администрации.
Неприметное здание городской администрации.
Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС в виде стальных пластин, проткнутых штырями. Концептуально.
Памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС в виде стальных пластин, проткнутых штырями. Концептуально.

Здесь же - первый высотный ансамбль Протвина. Четыре башни с "живыми" первыми этажами, построенные по уникальному проекту в 1968-70 годах.

-19

Напротив него - первое массовое здание Протвина - типовой Дом Культуры "Протон" (1967), украшенный яркими авангардными мозаиками.

Южная часть города - очевидно, самая старая - еще сильнее обостряет вопрос "Так все же город среди леса, или лес среди города?". Застройка после "Протона" окончательно растворяется в лесной чащобе. В таком антураже серые и безынтересные хрущевки из силикатного кирпича - вероятно, первые здания Серпухова-7, смотрятся куда интереснее, чем на окраинах прочих, не столь зеленых городов.

-21

Как и в основной части города, здесь в жилых домах также сделаны автомобильные проезды. В данном конкретном случае проезд вынужденно стал пешеходным...

-22

Именно с этих кварталов когда-то начался Протвино. Несколько кирпичных хрущёвок образовали здесь подобие огромного двора, в котором царит плотный лес. Нетрудно догадаться после всего увиденного выше, что встраивание города в природное окружение изначально было одной из центральных идей коллектива Коркина. Опять же, идея для той эпохи нехарактерная - где советская индустриализация, а где забота о природе и мирное с ней соседство?

Из пешеходной инфраструктуры - естественные тропинки и пеньки.
Из пешеходной инфраструктуры - естественные тропинки и пеньки.
Такой он, город-сад.
Такой он, город-сад.

Конечно, не обходится здесь и без всеми нами любимых недосказанностей и странностей...

Кого-то за что-то вздёрнули...
Кого-то за что-то вздёрнули...

Иногда лесу бывает тесно на земле и он начинает карабкаться на стены домов...

-26

Вот такое оно, Протвино!

На самом деле, за всем этим модернистским великолепием скрывается много неоднозначностей. Так, упомянутый выше адронный коллайдер так и не был достроен. Причины тому банальны - развал СССР, недофинансирование, нерентабельность. Удивительно на этом фоне, как Протвино, даже не будучи райцентом, сумел сохраниться, пережить развал мощнейшей советской науки и встроиться в XXI век. Здесь недешёвая по меркам дальнего Подмосковья недвижка, хорошая социальная инфраструктура, да и люди во многом остались всё те же - научная интеллигенция в прямом смысле слова.

Видите здесь город? Нет? А он есть.
Видите здесь город? Нет? А он есть.

Туристу Протвино будет интересен по тем же причинам, что и условный Зеленоград. Сюда можно приехать, дабы полюбоваться на то, как город будущего представляли себе в прошлом веке, на то, как мечты о космосе, о научном рывке и о всесилии человека, воплощались в архитектуре.

Причём, в отличие от Зеленограда, Протвино отличается невероятным уютом и спокойствием. Здесь нет сумасшедшего трафика как в новых московских пригородах, нет адского визуального и аудиального загрязнения от рекламы, да и гулять здесь - одно удовольствие. Так что, если вам приелись старые купеческие города деревенского вида и хочется чего-то нового и при этом интересного - добро пожаловать в Протвино, город минувшего будущего!

Если вы не читали мой материал про топ-5 интересных подмосковных городов, основанных в последние 100 лет, очень рекомендую ознакомиться:

Топ-5 молодых подмосковных городов, которым есть, чем удивить.

Ещё больше интересностей и неоднозначностей Постсоветского пространства на канале "Размагниченные и Влажные билеты".