Найти тему
Катехизис и Катарсис

Русские торпеды и первые победы Степана Макарова


Часто говорят: гениальные люди мыслят одинаково. И правда, идеи многих технических изобретений приходят в голову совершенно разным людям практически одновременно. Именно поэтому у целого ряда технических новинок не один, а сразу много отцов. Так вышло и с самодвижущимися морскими минами, в миру известными как торпеды. Первый прототип торпеды современного типа создал австро-венгерский морской офицер Джованни Луппис в начале 60-х годов XIX века, однако довести задумку до ума и выкатить реально рабочий образец у него долго не получалось. Пришлось обратиться за помощью к английскому инженеру Роберту Уайтхеду, который после определённной доработки напильником в 1866 году продемонстрировал новый девайс австрийским военным чиновникам, одобрившим проект.

Однако ж Луппис и Уайтхед и не подозревали, что пока они колдуют над своей вундервафлей, их уже опередил русский инженер - Иван Фёдорович Александровский. Да и как сказать "инженер"? По профессии Александровский был художником и фотографом, а военной техникой занимался только в свободное от основной работы время. Но это не помешало ему в 1865 году сконструировать вполне работоспособный образец торпеды, пригодный для поражения стоящих на якоре судов. Казалось бы, вот он - грандиозный технический прорыв русского флота!

Но в морском министерстве, руководил которым адмирал с говорящей фамилией Краббе - Крабэ, креатив не оценили. Что, говорите, изобрёл - торпеду? Наш-то, русский лапотник? Шутить изволите-с? Изобретение Александровского не получило должной поддержки. Да и вообще в перспективы торпедного дела в России тогда как-то не верили.

И очень даже зря. В военно-морском деле в те годы полным ходом шла техническая революция. Парусники, рулившие морями и океанами много веков, ушли в прошлое. Корабли оснащались паровыми двигателями, одевались в броню, ощетинивались дальнобойными пушками. В этой гонке вооружений русскому флоту проигрывать было никак нельзя.

Тем более, что и на границах было ох как неспокойно! Назревала война с Турцией, а Черноморский флот после обидного поражения в Крымской войне ещё только восстанавливался. К 1877 году в составе флота числилось всего два броненосца. Да и какие это были броненосцы! - печально известные "поповки", неуклюжие, грузные, тихоходные и неповоротливые. Они могли быть полезны разве что для береговой обороны, как плавучие артбатареи. А у турков насчитывалось аж 22 броненосных корабля. Баланс сил складывался трагически.

В такой ситуации русские были вынуждены прибегнуть к средствам ассиметричной борьбы, недорогим, но эффективным козырям, которые могли бы переломить ситуацию в их пользу. Одним из них стал пароход-плавбаза "Великий князь Константин".

Это был весьма интересный корабль. Заложен он был как пассажирский пароход, а в 1877 году переделан в боевое судно при активном участии молодого лейтенанта Степана Макарова (да, того самого будущего легендарного флотоводца), которого и назначили командовать кораблем. "Константин" нёс на себе 4 небольших катера с шестовыми минами - на 10-метровый тонкий стержень крепился взрывоопасный груз в 40 килограммов пироксилина. Расчёт был на то, что катера смогут совершать внезапные нападения на турецкие корабли, подкравшись к ним вплотную в ночной темноте. Чего и говорить, этот план был совершенно авантюрен ...

Результаты применения шестовых мин были скорее положительными. В ходе боевых походов русским морякам удалось атаковать два турецких судна и вывести одно из них из строя на достаточно длительный срок. Куда более серьёзным был психологический эффект. Турецкий флот охватило смятение, настоящая паранойя перед лицом нападений неуловимых русских катеров. Но Макаров был всё же недоволен. Как талантливый теоретик морского дела, он понимал, что шестовые мины это устаревшее оружие, доживающее свои последние годы. Их применение слишком рискованно и слишком зависит от удачи. Будущее морских баталий - за торпедами. Именно они нужны флоту.

Степан Осипович долго и упорно "уламывал" командование флота, требуя оснастить "Константин" торпедами и каждый раз получал один ответ: "Торпед не дадим, ибо стоят дорого, а применять их вы все равно не умеете!" И действительно, торпеды на русском флоте тогда были на вес золота, а никакой внятной тактики их применения разработать ещё не успели. Здесь стоит сказать большое "спасибо", чинушам Морского ведомства, которые послали лесом инженера Александровского с его проектом, вместо этого закупив дорогие торпеды за рубежом.

Но не будем о грустном. Применив все свое упорство и связи, молодому Макарову все же удалось выбить себе на корабль новое чудо-оружие. Торпеды укрепили в трубах под днищами катеров - тоже "макаровское " изобретение. 16 декабря 1877 года "князь Константин" появился на рейде Батума, готовый атаковать турецкую эскадру.

Недолго думая, русские выбрали себе цель и запустили две проворные "рыбки" по неприятельскому броненосцу "Махмудие". Раздался оглушительный взрыв. У борта "Махмудие" взметнулся высокий столп вспененной воды. Прекрасное попадание прямо в цель! Уходя из под шквального ответного огня турок, "Константин" поспешил на базу.

В Севастополе русских моряков встретили как героев. Макарову тут же присвоили звание капитана второго ранга . Но вскоре выяснилось, что праздновать особо то и нечего. Турецкий корабль остался цел и невредим, а эффектный взрыв был вызван попаданием торпеды в цепь противоминного заграждения. Вышел очень неприятный конфуз.

Но новоиспеченный кавторанг Макаров был не из тех, кто опускает руки после мелких неудач. Он рвался в бой. И вновь гавань Батума. Ясная январская ночь и блеск заснеженных горных вершин. Торпедные катера заходят на цель - на этот раз жертвой выбрана канонерская лодка "Интибах". С убойного расстояния две торпеды устремились к добыче. Одновременно рванули два взрывчатых заряда, раздался глухой, протяжный треск. "Интибах" накренился и с ревом ушёл на дно под стоны, вопли и проклятия умирающих турок. А на палубе русского корабля раздавалось громогласное "Уррра!"

арт
арт

13 января 1878 года - этот день вошёл в историю не только как очередная победа русского флота, но и как первое успешное применение торпед в морском сражении. Вскоре триумфальным успехом России закончилась и русско-турецкая война. И хотя успех этот был достигнут в основном на суше, о подвиге наших моряков той войны забывать нельзя. Чего и всем вам желаю..

Автор - Саня Любомирский

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2