В конце девятнадцатого столетия, в разгар Прекрасной эпохи, сошлись вместе сразу три фактора- желание молодых и растущих стран заявить о себе и продемонстрировать свой растущий потенциал (это касается США и в некоторой степени Италии), желание дряхлеющих вчерашних "властителей мира" напомнить о себе (Испания и Португалия), а также объективный юбилей событий, изменивших мир. В 1492 году первое документально зафиксированное явление европейцев на американском континенте произошло благодаря удачной экспедиции уроженца Генуи на испанской службе Христофора Колумба . В 1892 году наступило 400 летие сего знаменательного события. Первыми о нем вспомнили испанцы и итальянцы. Вспомнили уже непосредственно перед юбилеем, поэтому разосланные приглашения остались невостребованными, на сопутствующие празднику морские парады в Генуе и испанской Уэльве успели только корабли, уже находившиеся в Средиземноморье. Русские, например, не успели.
Морские парады Прекрасной эпохи. Праздник открытия Америки. Генуя,1892
Зато американцы взяли на подготовку дополнительное время и провели свою часть торжеств на следующий 1893 год. Центром приуроченной к юбилею Всемирной выставки стал Чикаго, а морской парад устроили в Нью-Йорке.
Это Чикаго, там для выставки был построен целый город. Для увеселения публики были представлены реплики-ладьи викингов и кораблей Колумба-"Санта-Марии","Пинта" и "Ниньо". Их из Европы буксировали американские корабли до Гаваны, а оттуда испанские участники парада-в Нью-Йорк.
Морской же парад был подготовлен гораздо тщательнее европейских. Основной контингент кораблей был предоставлен, естественно, самими США. Сбор 38 кораблей-участников состоялся в Чесапикском заливе с 17 по 24 апреля. Затем корабли отправились в Нью-Йорк.
В Columbian Naval Parade (Review) участвовали корабли американского флота, Британского Королевского флота, Российского Императорского флота, флота Французской республики, Итальянского Королевского флота, флота Германской империи, флотов Испании, Голландии, Бразилии и Аргентины, всего 10 стран.
Сам парад прошел 27 апреля 1893 года, фотографии с него хранятся сейчас в Библиотеке Конгресса и имеют потрясающее для того времени качество.
Columbian Naval Review 1893, рейд
Штаб мероприятия во главе с адмиралом Герарди находился на крейсере «Филадельфия». По его сигналу 14 (26) апреля в устье Гудзона вошли две колонны кораблей. Левая-из 12 американских кораблей белого цвета и кораблей Аргентины, Голландии, Германии. Правая-корабли Англии, России, Франции, Италии, Испании, Бразилии.
Сигнал о начале парада в час дня 15(27) апреля подал выстрел с американского монитора. В гавани находилось около тысячи гражданских судов, на которые было продано 800 тысяч билетов для зрителей. Кроме того пришло еще множество частных яхт. Президент США С. Г. Кливленд на яхте "Долфин" прошел вдоль строя кораблей. Яхту сопровождал миноносец с потомком Колумба на борту-герцогом и контр-адмиралом де Верагуа (Cristobal Colon и де ла Серда, 14-й герцог Veragua). Припарковалась яхта у реплик легендарных колумбовских каравелл. Там был дан торжественный завтрак для командиров кораблей, после которого яхта сделала еще один обход. Корабли салютовали согласно этикета, на борту кораблей и на берегу играли десятки оркестров, исполняя марши и гимны стран-участниц.
Об участии русских кораблей в походе через Атлантику, параде и мероприятиях -в конце статьи.
Корабли рассортированы по странам. Те, о которых уже есть статьи на канале-снабжены соответствующими кликабельными ссылками.
Флот Соединенных Штатов Америки
Британский Королевский флот
Бронепалубные крейсера.Катафалк с музыкой. «Блейк».
Броненосные крейсера.Лебединая песня сэра Барнаби."Орландо".
Российский Императорский флот
Броненосные крейсера. Капитан,который не сдался.“Адмирал Нахимов”.
Броненосные крейсера.Прямая и явная угроза."Дмитрий Донской".
Броненосные крейсера.Последний бой Тихоокеанской эскадры."Дмитрий Донской".
Флот Французской республики
Флот Германской империи
Королевский флот Италии
Бронепалубные крейсера.Второй эльсвикский. "Джованни Базан".
Бронепалубные крейсера.Атака клонов."Этна".
Испанский флот
Бразильский флот
Аргентинский флот
Отсутствующие по каким-то причинам в библиотеке Конгресса фотографии восстановлены из памятного альбома по итогам парада.
С участием русских моряков в первых колумбовских торжествах не сложилось. Легкомысленная канцелярия испанского короля 12 июля 1892 года доставила в Санкт-Петербург приглашение о посылке русских военных кораблей на торжества в Испании 2-4 августа. Естественно, ответ был единственно возможным-русские корабли физически не смогут успеть к торжествам. В итоге испанцам удалось уговорить русских задержать броненосный крейсер "Память Азова", который спешил на зимовку на Балтику, в Кадиксе, на второй части торжеств- 12 октября. Правда фотографий с того мероприятия в оборот пока, кажется, не поступило.
Более предусмотрительными оказались янки, они в сентябре 1892 года отправили приглашение русским на праздник в апреле 1893 года. Это тоже вызвало трудности для командования флота- зиму Балтийский флот проводил традиционно вмерзшим в лед Финского залива, да и отправить особо было некого. Новейший "Николай I" не прошел всех испытаний, «Адмирал Нахимов» и «Память Азова» требовали ремонта. Однако американцы были настойчивы и убедительно просили привезти с собой реликвии и документы экспедиции Беринга — Чирикова, открывшей "другую сторону Америки". По многим причинам представительная русская делегация была интересна американцам.
В итоге Морское министерство нашло решение. В Нью-Йорк были отправлены находившиеся в заграничном плавании крейсера-«Дмитрий Донской» из Нагасаки, «Генерал-Адмирал» и «Рында» с Южной Атлантики. Они вполне успевали к апрелю. Командуюшим Атлантической эскадрой был назначен вице-адмирал Николай Иванович Казнаков.
Когда «Дмитрий Донской» в марте уже был в Алжире, его командир капитан I ранга Н.А.Зеленой телеграммой морскому министру запросил разрешения списать на берег всех поляков, «...ввиду частых побегов нижних чинов в американских портах». Однако министр категорически запретил оскорблять недоверием экипаж крейсера.
На параде русские корабли отличала, как всегда " безупречная чистота и изящество рангоута, дополненные вежливостью и общительностью офицеров, лихостью и скромностью нижних чинов".
На мероприятиях в центре внимания были русский и испанский адмиралы, как представители стран, открывшие оба побережья континента. Русский посол в США князь Кантакузин писал своему министру в Петербург: «...На яхте «Долфин» русский адмирал и я были предметом особого внимания со стороны президента... Его представитель высказал мне в самых горячих выражениях признательность федерального правительства по поводу ссуды золота Россией.". Россия-щедрая душа...
Вечером город давал бал в честь гостей, а на следующий день команды кораблей провели парад на берегу. 19 апреля (1мая) специальным поездом делегации со всех кораблей доставили на Всемирную выставку в Чикаго. Кроме выставки гости посетили парк в Йеллоустон и Ниагарский водопад.
В конце апреля-начале мая среди военных моряков провели двухдневную шлюпочную гонку. В первой гонке приз взяла гребная шлюпка с «Генерал-Адмирала», у британцев с «Блэйка» было первое место в гонках гребных катеров. Второй день вчистую выиграли хозяева мероприятий. В общем победила дружба.
Пребывание в Нью-Йорке сопровождалось еще парой происшествий. Дневальный с «Дмитрия Донского» заспал паровой катер, который снесло проходившим мимо караваном барж. Где-то на дне Гудзона он и остался.
Остались в Америке и 6 нижних чинов из экипажей русской эскадры(сколько из них было поляков не знаю). Ситуация, конечно, неприятная, но... с гораздо менее многочисленной британской эскадры за это время сбежало 100 (!!!!) матросов.
А простояли корабли в гостеприимной Америке довольно долго. Первым ушел «Генерал-Адмирал», а 28 июля по ст. стилю «Дмитрий Донской» и «Рында».
Новые грозные корабли русского флота прибыли только летом, уже просто с дружественным визитом- 20 июня пришел в Нью-Йорк крейсер «Адмирал Нахимов», a 11 июля броненосец «Император Николай I».
А вот 500- летие Колумбовских открытий в 1992 году прошло без нас. Не до того нам было.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам