Количество нечестных работодателей, особенно в условиях кризиса, достаточно большое.
Ни трудовое законодательство, ни установленный личный контакт не избавляют сотрудников от рисков, что что-то пойдёт не так.
Конечно, в условиях дефицита вакансий, многие идут на компромиссы. Важно при этом осознавать возможные последствия и обращать внимание на важные моменты.
Правовой аспект
1. Устраиваться нужно по трудовому договору. Это единственный вид документа, который реально может защитить ваши интересы при обращении в Комиссию по трудовым спорам в случае неправомерных действий со стороны работодателя.
Вас могут уговаривать работать как ИП, самозанятых, по ГПХ, но это означает, что отношения с вами могут быть разорваны одним днём без дополнительных выплат (по ТК РФ выплачиваются отпускные и с отработкой 2 недель).
2. Читайте то, что подписываете. Банально, но факт: нужно внимательно знакомиться с условиями договора. Ненормированный рабочий день, штрафные санкции и всё, что касается оплаты труда, не должно вызывать никаких сомнений. Если вызывает - важно получить разъяснения или корректировки. Если работодатель не может внятно объяснить наличие конкретных пунктов в договоре, это сингал крепко задуматься, всё ли идёт правильно.
Коммуникация
Если работодатель пропадает, не отвечает на звонки и письма, не выходит на связь в обговоренное время - это говорит либо о неорганизованности, либо о пренебрежении деловой этикой.
Фамильярность, некорректные личные вопросы, резкие комментарии и обратная связь - это индикаторы возможной неадекватности, которая со временем только возрастает.
Не стесняйтесь задавать вопросы: почему ушёл предыдущий сотрудник, что его не устраивало и что не устраивало в нём. Град негодования и упрёков - показатель неумения расставаться в хороших отношениях.
HR-бренд
Предварительно проведете исследование, какой репутацией пользуется компания на рынке труда.
Есть различные ресурсы, на которых оставляют анонимные отзывы (конечно, верить можно далеко не всему написанному, но подавляющее большинство негативных отзывов должно настораживать).
Также информацию можно попытаться найти среди знакомых или в социальных сетях (например, в Facebook или LinkedIn) у бывших сотрудников компании.
Ознакомиться с отзывами клиентов также очень важно, т.к. отношение компании к людям в целом, как правило, недифференцированное.
Внутренние ощущения
Удивительно, но факт: большинство людей чувствуют обман на подсознательном уровне.
Если есть внутренние сомнения, тревога, хоть разум и говорит, что всё хорошо - прислушайтесь к себе и попытайтесь разобраться в ситуации.
Работа должна быть в радость, т.к. занимают большую часть нашей жизни. Безусловно, трудности неизбежны, и они делают процесс интересней.
Но сохранение собственного достоинства, здоровые взаимовыгодные отношения - это неотъемлемые атрибуты хорошей работы.