Найти тему
Вещь

Промышленные краски обедняют цветовую палитру в наших домах

Еще в начале года я слышала это утверждение. Его произнесла в канун Стокгольмской недели дизайна Хелла Йонгериус. Она дизайнер и эксперт в области колористики - науки о цветопередаче. Тогда мне казалось это странным парадоксом. Ведь современная лакокрасочная промышленность может выпускать уйму оттенков. Таких, что даже названий им не придумано.

Как это может обеднять?

Хела Йонгериус убеждена, что люди в доиндустриальную эпоху жили в более богатом на оттенки мире. Достаточно посмотреть на картины 16,17, 18 веков, когда художники самостоятельно растирали минералы, создавая колористику своих картин. В результате не было чистых цветов, они сочетали в себе множество компонентов, глубину.

Кружевница. Ян Вермеер. Creative Commons licenses
Кружевница. Ян Вермеер. Creative Commons licenses

Индустриальное же производство сделало цвета плоскими и стабильными. То есть, несмотря на освещенность, они выглядят максимально одинаково. Покупая в магазине и рассматривая предмет у себя дома, потребитель не должен разочароваться и вернуть вещь обратно, мол, я думал, он оранжевый, а он больше охристых оттенков. В то время как природные краски могут менять свой оттенок в течение дня. Они динамичные и могут терять свой цвет в процессе эксплуатации.

Когда я поэкспериментировала и покрасила ткань природными материалами - листьями и минеральными порошками, поняла, о чем говорит уважаемый дизайнер Хела Йонгериус. Первый опыт у меня был неудачный, вместо оттисков осенних листьев, я получила грязную тряпку на выходе. Взяла не тот раствор, не так подготовила. В-общем, запорола. Но оттисков уже хотелось, поэтому купила краску для ткани. Ту самую индустриальную. Со стабильным качеством. И получила заранее предсказуемый результат.

Эта салфеточка с оттиском папоротника - моих рук дело. Намазал листочек краской и отпечатал его.
Эта салфеточка с оттиском папоротника - моих рук дело. Намазал листочек краской и отпечатал его.

Но когда что-то не получается, возникает спортивный интерес. Я ведь уже насмотрелась на ткани с экоокрашиванием. С такими эфемерными, какими-то полупрозрачными узорами. И закусив удила, решила попробовать еще раз. Набрала листочков в лесу, запарила их в растворе жженых квасцов, вымочила ткань в медном купоросе и разложив на ткани, запекла все это дело. Итог меня очень вдохновил. Да эти оттиски нечеткие, но в этой хрупкости столько изящества, какой-то невероятной магии. Понятно, на фото это не передашь. Каждый лист дал свой оттенок, может его отличие и еле уловимо, ведь наш глаз разбалован анилиновыми красителями. В наших домах все ярким стало. Результат такого окрашивания непредсказуем, многое зависит от того, каким было само дерево, сколько оно танинов в себе сохранило, как падает на эту ткань свет. И совершенно точно - это уникально. Даже если все повторить в точности, результат может отличатся разительно.

-3

А еще Хелла Йонгериус считает, что в наше время общество охватила одержимость Нового ради Нового. Дизайнерские вещи несут задачу не столько выполнить свою функцию, сколько самовыразиться, что кажется довольно эгоцентричным. Но об этом порассуждаем в следующий раз.

Экспозиция Хеллы Йонгериус на Стокгольмской неделе дизайна. Эти предметы выкрашены с помощью оксидов металлов. Эти краски не стойкие, а кроме того дают массу оттенков от того, как на них падает свет. Именно это она и пыталась передать с помощью граненых предметов.
Экспозиция Хеллы Йонгериус на Стокгольмской неделе дизайна. Эти предметы выкрашены с помощью оксидов металлов. Эти краски не стойкие, а кроме того дают массу оттенков от того, как на них падает свет. Именно это она и пыталась передать с помощью граненых предметов.