Найти в Дзене

Маркировка лекарств

Оглавление

Понятие "Маркировка" подразумевает нанесение специального кода на товары с целью дальнейшего отслеживания всего пути следования этого товара от производителя до потребителя.

Подробно об этом мы рассказывали в статье про маркировку в нашем блоге. Если у вас нет полноценного понимания что это такое, то очень рекомендуем ознакомиться с этой статьей и нашим видеуроком (он тоже есть в статье по ссылке).

Если же вы уже полностью разобрались в этом и разбираетесь с аспектами маркировок конкретных изделий, то эта статья именно для вас.

Речь пойдет про маркировку лекарственных средств.

Наверняка вы знаете, что система МДЛП или мониторинг движения лекарственных препаратов работает уже довольно давно.

Логика её работы простая - весь путь препарата можно прослеживать от производителя и до потребителя. На изделие ещё производителем наносится специальных штрих-код, который представлен 2D-кодом, и дальше ведётся электронный журнал всех перемещений вплоть до продажи конечному покупателю. Всегда можно узнать что и как происходило с этим препаратом.

У покупателя в руках всегда есть мобильное приложение, которое позволяет отсканировать код на пачке и узнать где произведено лекарство, откуда приехало, через какие склады проехало и сколько уже хранится. Это практически исчерпывающая информация о продукте. Ну и, само собой разумеется, что при покупке лекарство "выпадает" из общей базы данных и использовать повторно такой штрих-код нельзя.

Такое построение системы позволяет значительно усложнить жизнь недобросовестным продавцам и поддельникам продукции. К сожалению, говорить о полном исключении подделок не получится. Ведь прежде, чем система заблокирует какой-то код или выявит пересечения, пройдет некоторое время и кто-то может уже успеть купить подделку. Но целесообразность этого процесса теряется. Ведь на подделку требуются деньги и пиратам не выгодно терять средства, которые соизмеримы с размером прибыли за партию.

Далеко не каждый продавец решится на такое. Если торговля идёт "в белую", то за такие нарушения лишишься лицензии. Если же торгуют из под прилавка, то штрих-кодами дело не спасти, но и выявить такого продавца сегодня всё проще и проще.

Не стоит забывать, что и обмен информацией идёт через оператора фискальных данных (ОФД) - сертифицированные центры для обмена информацией. Залезть туда "левому" человеку очень сложно. Наверняка очевидно, что и пользователь стандартными методиками не может сам что-то менять в системе. Это привилегия "администраторов системы". Можно здесь долго рассказывать о системе защиты, но запомните одно - сделать какое-то незаконное действие теперь станет совсем непросто.

Система этой маркировки функционировала довольно просто. Производитель печатал код, этот код был уникальным для каждого товара и информация о нем хранилась в специальной базе данных. При активации этот код получал статус "товар выпущен". Дальше с помощью сканеров он сканировался на каждом этапе перемещения. Информация, опять-таки, вносилась в специальный реестр, хранящийся под этим кодом. Ну и на последнем этапе система ставила отметку "код выбыл". Функционировала вся программная часть на базе специальной системы от 1С - 1С МДЛП.

Эта маркировка была экспериментом, выполняемым по поручению правительства РФ с 2017 года.

Почему же сейчас все зашевелились и обсуждается этот вопрос всё чаще. Всё просто - срок введения новой системы маркировки лекарств назначен на 1 июля 2020 года. С этого дня маркировка лекарственных средств в полном объеме переедет в систему честный знак. Ну и станет обязательной для всех производителей.

Что изменится в маркировке лекарств в 2020 году?

По большому счёту не изменится ничего :) По крайней мере для тех, кто уже использовал систему МДЛП. Маркировка лекарств теперь включается в честный знак . Для конечного пользователя и для пользователя системой производителя всё будет выглядеть также. Но с технической точки зрения есть небольшие различия. Нужно организовать перенос всех ваших позиций в честный знак или же, сделать "новый аккаунт".

Честный знак маркировка лекарств

-2

Что же это за система честный ЗНАК? Здесь тоже нет никакого волшебства. По сути дела, это обычная база данных, построенная правильным образом и имеющая публичный доступ как для производителя, так и для покупателя. Все данные по маркировке лекарств будут передаваться туда или будут внесены туда заново.

Правда как и другие благородные начинания, эта система кишит косяками и костылями. Работу пытались организовать через систему 1С МДЛП, но всё не очень хорошо вышло. Уже сейчас перенесли введение обязательной маркировки лекарств с 1 января 2020 года на 1 июля 2020 года. При попытке в первый раз запустить систему маркировки в честном знаке сервера крякнули и встали. Но надеемся, что это временная проблема.

У нас уже был опыт организации такой работы и парочку проектов мы успели внедрить. Процесс переноса довольно болезненный, поэтому, рекомендуем воспользоваться нашей помощью. Ведь опытный пользователь наверняка понимает, что русское программное обеспечение в режиме "из коробки" не заработает никогда. Да и есть ряд правовых проблем, которые пока утрясаются на уровне правительства. Сама система честный знак даёт неоднозначные ответы на вопросы.

Как внедрить маркировку лекарств?

Для того, чтобы начать работать с маркировкой, нужно выполнить следующие пункты.

  • Получить и зарегистрировать усиленную квалифицированную электронную подпись. Потребуется для регистрации и входа в систему маркировки. Вроде бы не самое сложное требование, а повозиться придётся.
-3
  • Установить соответствующее программное обеспечение на свои рабочие станции. Пока это, вроде бы, 1С МДЛП с надстройками. Но помимо этого потребуются и другие программные продукты для нормального функционирования рабочей машины.
-4
  • Купить 2D-сканер штрих-кода для работы с маркировкой. Сам по себе код - это обычный код Data Matrix. Никакого волшебства тут нет. Кстати говоря, если у вас уже был какой-то имейджевый сканер, то подойдет и он. Если забыли что есть что, то про сканеры мы рассказывали здесь.
-5
  • Купить терминал сбора данных, если в аптеке реализуются большие партии лекарств. Нужен он только для инвентаризации и ускорения обработки склада. Тоже нужно учитывать требования к сканеру. Про терминалы мы рассказывали в этой статье, почитайте.
-6
  • Перепрошить все ваши кассы. Здесь потребуется помощь специалистов. Например, наша. Мы являемся официальным партнером нескольких производителей касс и с радостью поможем.
  • Купить принтер этикеток с разрешением не ниже 300 dpi. Нужен только если вы производитель лекарств. Вы будете печатать 2D коды и наклеивать на свои товары.
  • Раздобыть регистратор выбытия - прибор, аналогичный ТСД, но с одной только функцией. Регистрирует списание лекарственного средства. Потребуется только если вы работает в какой-то клинике и подобных организациях, где есть списание лекарств. Нужен для того, чтобы не получилось повторно использовать оприходованный код. Кстати говоря, может быть получен абсолютно бесплатно.
-7

Заключение

Как вы заметили, схема запуска маркировки лекарств в работу далеко не самая сложная. Однако, повозиться придётся. Самостоятельно подобные вопросы решать довольно сложно, поэтому мы бы посоветовали обратиться к специалистам с опытом работы. Вы потратите деньги, но сэкономите время. Ведь если вы никогда не сталкивались с подобной работой, вы даже не представляется насколько там всё запутанно и насколько много проблем всплывает даже там, где их по логике быть не может. Страшная ситуация, когда здравый смысл не работает, а выполнить задачу нужно.

Эта же статья на нашем сайте, возможно кому-то будет удобнее прочитать там https://ev-group.ru/blog/lekarstvodlyalos/