Найти тему
Мифы и игры

Не копайся в моей голове, или нашествие Джокеров в Batman: Arkham Knight

Оглавление

Трилогия игр о Бэтмене от "Rocksteady Studios" считается одной из лучших супергеройских игр неслучайно, ведь она реализует многие механики, которые позже становятся обязательными для любой игры о супергерое. Но это не самая главная заслуга разработчиков; за три объёмные, пусть и линейные, игры они смогли выдержать единую систему характеров, сохранили атмосферность и представили собственную версию вечного противостояния Бэтмена и Джокера.

Сюжет

Три игры являются самостоятельными, потому как каждая имеет завершающий аккорд, при этом они дополняют друг друга, ведь чтобы понять, о чём говорят герои, нужно быть в курсе сюжета предыдущей игры. Нас интересуют взаимоотношения супергероя и суперзлодея, поэтому большую часть времени будем говорить о них.

Кратко пробежимся по сюжету. Бэтмен привозит добровольно сдавшегося Джокера в лечебницу Аркхем и становится главным участником Джокер-шоу. Гениальный химик и стратег (читай Джокер) использует мутаген под названием "Титан", чтобы превращать качков в супер-пупер-мегакачков. Пройдя кучу испытаний и заданий, Бэтмен останавливает Джокера, который испробовал действие "Титана" на себе, и получает сообщение, что в городе разбушевался Двуликий. Через полтора года часть Готэма отделили, туда согнали всех преступников и окрестили эту территорию "Аркхем-Сити". Бэтмен узнаёт, что Джокер болен и ищет лекарство. Конечно, герой хочет убедиться в правдивости этой новости и помочь "любимому" злодею, но тот как всегда обманывает Бэтмена: Джокер переливает ему свою кровь, тем самым заставляя Тёмного Рыцаря искать лекарство. По пути он отсылает несколько пакетов с заразной кровью в Готэм. Бэтмен долго и упорно уламывает Мистера Фриза, после чего получает только один образец сыворотки. Герой выпивает половину, а вторую оставляет Джокеру, но тот, снова обманув Бэтмена, напрыгивает на него сзади, и флакон с сывороткой разбивается. Джокер умирает с улыбкой на лице. Через девять месяцев Готэм захватывает Пугало со своим токсином страха, а в голове Бэтмена происходит нечто странное: ему мерещится Джокер, он разговаривает с ним, шепчет убить кого-нибудь, навести в Готэме "джокеровский" порядок. Пугало расстраивает весь город, едва не убивает Джима Гордона и Робина, заставляет Бэтмена снять маску и почти ломает его дух. Но герой преодолевает главный страх - стать преступником и психопатом - и спасает город. А потом запускает протокол "Падение Рыцаря".

Архетипы

В этой статье мы уже говорили об архетипах-основах различных воплощений Джокера в кино и играх. Здесь поговорим о соотношении архетипов героя и злодея.

По Е. М. Мелетинскому, архетип злодея выделился из архетипа героя, поскольку изначально некоторым героям приписывались и плутовские деяния или у этого героя есть брат-близнец, хитрец и балагур или помощник и молодец. То есть хорошее и плохое настолько тесно сосуществует, что имеет одно и то же лицо. Позже герой и трикстер разделяются и больше не имеют внешних сходств, например, Верховный бог Один ничуть не похож на бога лукавства Локи. Однако внутреннее содержание остаётся похожим, если не одинаковым (оба мастера перевоплощений, любители подшутить). Отсюда возникают такие дилеммы, как существование зла, его оправдание и оромантизирование.

Джокермобил в сознании Бэтмена
Джокермобил в сознании Бэтмена

Трикстер шутит и балагурит, распространяет вокруг себя комическое, почти "карнавальное", и тем самым рождает хаос. Смех сам по себе разрушает стены гармонии и правил, разваливая их, дезорганизуя. А смех, облечённый в образ, т.е. Иван-дурак, Лис Ренар, кот в сапогах, Фигаро, Пэкалэ и Тындалэ и т.д., направляется против другого образа, олицетворяющего гармонию или силу Вселенной, или всего мироустройства. Но его смех и действия не пронизаны ни ненавистью, ни злобой, трикстер такой по глупости, по незнанию, по простоте.

Существование этого архетипа в мифологических и фольклорных произведениях оправдано: трикстер всегда идёт против системы, его (противо)действия создают или двигают конфликт.

Бэтмен и Джокер - вечные противники

Даже если персонажи не представлены как родственники, вы всё равно чувствуете между ними сходство, например, в фильмах "Бэтмен" (1989) и "Тёмный Рыцарь" (2008), а в "Джокере" (2019) тема родства Джокера и Бэтмена разворачивается как отдельный конфликт. Режиссеры рассказывают либо об их общем прошлом, либо об одинаковых взглядах.

В игровой трилогии взаимоотношения врагов построены в немного другой плоскости. В изначальной и в конечной точках Бэтмен - правосудие, Джокер - преступник; разработчики не расшатывают наше мнение о правильности методов героя, как это делает Нолан. То есть игра должна рассказывать о стандартной истории вражды добра и зла. Должна бы, но она её не рассказывает.

-3

Помним, что в образе Бэтмена воплощён архетип героя, организующего и защищающего порядок, в образе Джокера - архетип трикстера, разрушающего данный порядок.

А тот, кто играл во все части, начнёт возражать, что Бэтмен ничуть не возвращает порядок в Готэм, ведь сколько бы он ни пытался, совершаются новые и новые преступления, более жестокие, более изощрённые. Так и есть, но, во-первых, за три ночи (2 года и 3 месяца), о которых рассказывает трилогия, он всё же восстанавливает порядок на улицах. А во-вторых, не Бэтмен совершает преступления, не Бэтмен толкает чашу весов.

Хьюго Стрэндж во второй части говорит, что Бэтмен является той самой силой, которая порождает девиантных личностей типа Джокера, Двуликого, Пингвина. На самом же деле они, если рассматривать их как трикстеров, возникают в ответ системе, которая спокойно себе существует и действует. Получается, что Бэтмен - это ответная реакция на действия трикстеров, и, несмотря на то что почти каждый опасный преступник в Готэме пытается завоевать себе место "любимого" злодея, до появления Бэтмена преступники боролись с законом/полицией/порядком. То есть Бэтмен становится пост-героем, не который был и есть всегда, а который появляется в ответ на действия толпы трикстеров.

-4

В том числе и Джокера. Он отличается от всех преступников особой хитростью и расчётливостью, изрядной жестокостью и при этом шутливостью. Чтобы понять его гениальность, вдумайтесь: он сдаётся в руки правосудию (читай: Бэтмену) и приводит в действие план по захвату лечебницы, в его руках оказываются не только доктора Аркхема, но и полиция, и Бэтмен. Но его прекрасно построенные планы почему-то всегда срываются: в первой части он пытается физически одолеть Бэтмена, во второй трюк с подставным Джокером срабатывает, но лекарство он так и не получает.

Кровь от крови

Интересно, что чем дальше идёт развитие, тем сильнее связывается образ Джокера с образом Бэтмена. Если в первой части, как мы сказали, он запирает героя на территории Аркхем и хочет выбить из него дух при помощи больших и сильных кулаков, то во второй Джокер снимает все ограничения, переливает Бэтмену свою кровь, связывая их между собой, и заставляет действовать ради общего блага. То есть внешняя одержимость становится внутренней. В третьей части Джокер появляется в сознании Бэтмена, пытаясь захватить его сущность. Злодея никто не видит, не слышит, кроме самого Бэтмена, никто не знает, что он ещё вообще где-то существует.

-5

И вот это самое важное для Джокера: его забыли. Да, Харли горевала какое-то время, да, Бэтмен ушел в подполье на неопределённый срок, но ему нужна была вечная память.

Он возникает в голове у Бэтмена, когда тот надышался токсином Пугала, и исчезает только после победы героя над своими страхами. Здесь очень интересная штука получается: под действием яда в первой части Бэтмен бродит по разрушенным коридорам лечебницы и сражается с Пугалом, а в третьей - яд бьёт по чувствам. Как бы мы ни оправдывали героя, Бэтмен считает, что смерть Джокера - его вина, поэтому нет ничего странного, что появляется именно он. Токсин оказался лишь катализатором.

Захват сознания

Цель Джокера - захватить сознание Бэтмена и дать всем понять, что он ещё жив. Но проще сказать, чем сделать, потому что упёртый супергерой сопротивляется и не даёт слабины. Вернее, почти не даёт. Первый раз Джокер овладевает телом и сознанием, когда на дирижабле Пугало использует против Бэтмена токсин. Герой чуть не убивает преступника, пусть и в своей голове, но он готов убить Пугало. А значит, он готов преступить черту, предать свой моральный кодекс.

-6

Второй раз Джокер даёт знать о себе, когда раскрывается правда о "пятой камере" и когда Бэтмен закрывает Робина. Бэтмен в данном случае предаёт уже не только себя, но и близкого ему человека, того, кто ему доверяет. В третий раз Джокер поглощает сознание, когда Крейн вводит сильные дозы токсина, и старается "выстрелить" Бэтмена вон из головы.

Но Уэйну удаётся запереть безумного злодея. И здесь снова возникает интересная штуковина: токсин страха проник настолько глубоко, что завладел галлюцинацией. Бэтмен боится быть психопатом и убийцей, потому что он видит себя с оружием в руках, вспоминает смерть родителей и видит "любимого" злодея; Джокер боится быть забытым, потому что его, как Бэтмена, не окружали дорогие люди, поэтому он возник в сознании героя и старался всеми правдами и неправдами завладеть им.

Мотивы страха и вины

Разработчики умело вплетают в конфликт мотивы страха и вины, при этом связаны они с одними и теми же образами. Вина гложет Бэтмена за то, что он не справляется должным образом, не защищает людей от бед и преступников, а самое главное - он не оберегает близких, которые так о нём заботятся. Начинается всё с вины из-за смерти Джейсона Тодда, второго Робина, но о ней мы узнаём только в третьей части. Далее наваливается вина за смерть Джокера, за похищение и смерть Барбары, за ложь перед Гордоном и Робином. Ещё глубже: вина за смерть родителей,

-7

Собственно страх появляется на почве вины. Если Бэтмен никогда не говорит о том, чего он боится, это не значит, что он никогда не боится. И даже раскрытие его личности не такой уж огромный страх по сравнению со страхом потерять близкого человека. Однажды потеряв соратника, Бэтмен боится, что другие тоже исчезнут по его вине, из-за его стремления защищать город. Пугало умело давит на больную точку и похищает почти всех, кем Бэтмен так дорожит.

Третья часть в серии "Batman: Arkham" стала завершающей, а потому в ней рассказали очень много того, что требует отдельного разговора. Как финальному аккорду, игре важно было вобрать в себя все конфликты, раскрыть все тайны и затронуть все мотивы, поднятые ранее. Разработчикам удалось не только создать атмосферный Готэм, город преступности, но и покопаться в чувствах героя.

На этом у нас всё. Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить новые и захватывающие статьи, подписывайтесь! :-)

#batman #batmanarkham #batmanarkhamknight #pcgames #joker #бэтмен #компьютерныеигры #обзоригры #анализигры #джокер