Наступила осень, которая ассоциируется с яркими и насыщенными цветами.
Сегодня захотелось рассказать именно про особенности цвета в Японии.
Язык цвета важно знать и соблюдать во всех областях жизни, начиная от цвета императорской семьи Японии, синтоистских и буддийских монахов, заканчивая цветом одежды на свадебных церемониях и дресс-кодом в современном мире.
В Японии исторически сложилась система цвета, которую желательно учитывать, это часть этикета общения и взаимоотношений.
Первое упоминание о цветоописании встречается в древнем сборнике японских мифов «Кодзики», составленном в 711 году нашей эры.
Согласно источнику в то время на японских островах не существовало понятия цвета, были только критерии цвета, такие как чистота, прозрачность, яркость и темнота.
Существовало три мира. Высший мир (высокое небо) - его цвет был светлый, яркий, чему соответствуют белый и красный цвет.
Средний мир (тростниковый лес) олицетворял природу, лес, горы, ветер. Его цветами были синий и зелёный.
И низший мир говорил о стране духов и мёртвых, соответствовал жёлтому и чёрному цвету.
Таким образом, изначально было только три цвета: белый, красный и чёрный.
Красный (赤 - «ака») - произошёл от яркого утреннего неба и означал тепло и благоговение, одежда монахов была красного цвета, тории - священные ворота перед входом в синтоистские храмы также этого цвета.
Белый цвет (白 - «сиро») - от цвета неба после рассвета, это священный цвет, означал духовную чистоту, традиционное одеяние невесты в Японии белого цвета.
Чёрный (黒 - «куро») - от цвета ночного неба, традиционно цвет ассоциировался с мужественностью и с просвещением.
Затем возникло слово «аой» и «мурасаки». Аой - означает сине-зелёный цвет.
К слову, зелёный свет светофора в Японии называется именно «аой», что на мой взгляд ближе к голубому, чем к зелёному, а слово зелёный на японском языке произносится как «мидори».
Мурасаки - фиолетовый цвет, который японцы характеризовали как тёмный красно-синий. В силу редкости красителя, что означало уникальность для японцев, также фиолетовый цвет ассоциировался с умиротворённостью и спокойствием.
Лиловый цвет стал символом людей высокого положения.
А вот желтый цвет был заимствован из китайской теории цветов и ассоциировался с солнцем, именно желтая хризантема стала символом Японии и поэтому трон, на который восходит император Японии является хризантемовым.
Интересный факт с точки зрения этикета, что принц Сетоку в 603 году, основываясь на китайской традиции цветов, включающей в себя 5 цветов - красный, белый, синий, желтый и чёрный, а также на конфуцианской этике создал систему 12 административных рангов.
Согласно системе каждому рангу было определено ношение головного убора конкретного цвета, а также были выделены цвета, которые могли носить только представители высшей знати.
Согласно системе 1 и 2 ранг - соответствовали благодати, соотвественно старшая благодать - темно-фиолетовый цвет и младшая благодать - светло-фиолетовый цвет.
3 и 4 ранг обозначал человеколюбие, его цветами стали темно-синий - старшее человеколюбие и светло-синий - младшее человеколюбие.
5 и 6 - вежливость, которая также была старшая и младшая, и соответствовала темно-красному и светло-красному цветам.
7 и 8 ранг говорил о вере, старшая вера - темно-желтый цвет, а младшая вера - светло-желтый цвет.
Далее шли 9 и 10 ранги, которые обозначали обязанность и были связаны с белым цветом, соответственно темно-белым и светло-белым.
Завершали ранговую систему 11 и 12 ранги, которые ассоциировались с мудростью и обозначались чёрным цветом - темно-чёрным и светло-чёрным.
Как было сказано выше, система включала также цвета, которые могли использовать только члены императорской семьи Японии, что сохранилось и сейчас.
Во-первых, это сумаховый цвет, его мог использовать только император Японии.
Церемониальная одежда императора Японии во время интронизации именно этого цвета. Такой цвет получается из плодов японского воскового дерева - сумаха.
Во-вторых, желто-рыжий цвет - цвет верхней одежды крон-принца Японии.
В-третьих, гардениевый цвет - запасной запрещённый цвет, который заменял желто-рыжий, его производят из плодов гардении жасминовой.
Разрешение на ношение данного цвета могло и может быть предоставлено только императорским рескриптом.
Хочется отметить, что начиная с X века до периода Мэйдзи (1868 - 1912 гг.) были ещё пять запрещённых цветов, которые могла носить только высшая знать Японии: бледно-зелёный, бледно-красный, и три оттенка фиолетового: тёмно-фиолетовый, тёмно-багряный, тёмно-саппановый.
По моим личным наблюдениям, даже в настоящее время жители Японии редко покупают одежду фиолетового цвета.
Таким образом, в Японии значению цвета уделяется большое внимание.
Елена Гаврилина-Фудзияма специально для Etiquette 748.