Найти тему
Жизнь как чудо. Психология

"Как плохие личные границы чуть не привели к трагедии?" Психологический анализ героини А. Михалковой в к/ф "Кококо"

Оглавление

Приветствую, друзья!

"Как же жизненно!" - восклицала я при просмотре фильма "Кококо" (Россия, 2012 г. В главных ролях Яна Троянова и Анна Михалкова, режиссер Авдотья Смирнова). А еще: "Ну, что же ты творишь, что?!" Это уже было обращено к героине Анны Михалковой Елизавете.

Фильм вызвал много эмоций на самом деле, зацепил. Герои многомерные, живые, настоящие. И до боли знакомые... В статье раскрою психологическую подноготную главной героини Лизы. Потому что много их, таких Елизавет, среди нас. В фильме на ее примере потрясающе показано, как живут люди с отсутствием личных границ, как они строят отношения, от чего страдают и, главное, почему все это может привести к самой настоящей трагедии.

Буду благодарна за ваши лайки и подписки, потому что вы поможете развитию канала :)
Буду благодарна за ваши лайки и подписки, потому что вы поможете развитию канала :)

Сюжет

Главные героини встречаются в поезде - оказываются попутчицами в одном купе. С первых кадров бросается в глаза разница между ними. Лиза (в исполнении Анны Михалковой) - интеллигентка-интеллектуалка, серая мышь из Санкт-Петербурга. Вика (Яна Троянова) - девушка без комплексов из Екатеринбурга. Яркая, привлекательная, раскрепощенная (если не сказать распущенная), хамоватая и дерзкая. Ее интересы просты и понятны, как дважды два - еда, выпивка, мужчины, тусовки.

На утро девушки, обнаружив, пропажу своих сумок с документами и деньгами, идут писать заявление в полицию. Там Лизе становится жаль Вику - она приезжая, у нее украли деньги и паспорт, ей некуда идти. Поэтому Елизавета забирает Вику к себе домой до решения вопросов с документами (вроде как сострадание проявила, милосердие, но на самом деле спасательство).

Лиза совершенно спокойно оставляет Викторию у себя дома и идет на работу (ну, а что плохого может произойти?!) По возвращении обнаруживает идеальную чистоту в квартире и накрытый стол - гостья расстаралась. Правда, в пылу уборки, Вика случайно испортила дорогую картину, висевшую на стене. "Ничего страшного", - говорит Лиза, - "Я сама виновата. Рама разбилась, надо было новую купить, а я не сделала этого".

Еще один звоночек.

Далее Вика приобщает Лизу к тусовочному образу жизни. Они пьют, гуляют, зовут гостей. Иногда новая подруга делает это без спроса и в отсутствие Лизы, чем повергает в шок гостеприимную хозяйку. Елизавету выматывает такой график, досыпать приходится на работе.

Лизе очень нравится, что Вика хозяйственная. Она держит дом в чистоте, готовит, даже справляется с засорившимся унитазом. Лиза в восторге - сама так не умеет. Поэтому предлагает Вике остаться жить у себя и начинает искать ей работу.

Вика не хочет оставаться в долгу, поэтому берет на себя обязанности по дому и дарит Лизе подарки (от которых ту передергивает - вульгарные и безвкусные).

Кадр из фильма "Кококо" - куртка, подаренная гостеприимной Лизе
Кадр из фильма "Кококо" - куртка, подаренная гостеприимной Лизе

Друзья пытаются открыть Лизе глаза на сущность гостьи. Но та очарована и не хочет замечать реальность. Восхищается Викиной жизненной силой, смелостью, хорошей приспособляемостью.

В финале происходит две вещи.
Первая - Лиза застает Вику в занятии любовью со своим бывшим мужем (в своей же квартире). А, надо сказать, что у нее отношения с мужем еще не до конца завершены (они с ним периодически встречались). Поэтому это удар ниже пояса. Она гордо и молча уходит в свою комнату и ни на что не реагирует.

Вторая - после слез Вики, Лиза ее прощает и вроде все возвращается на круги своя. Но тут гостья из чувства огромной благодарности притаскивает в дом огромный фонтан в подарок. Ночью Лиза не может уснуть, ее терзают мысли, противоречивые чувства и звук льющейся в фонтане воды. Достигнув точки кипения, она идет в комнату к спящей Вике и пытается задушить ее подушкой. Поскольку гостья физически сильна, то отбивается от хозяйки.

Дело заканчивается в полицейском участке. Вика умоляет сотрудника полиции не отдавать ее Лизе.

Психологический анализ

Что можно сказать о героине Анны Михалковой? Ей очень-очень хочется быть хорошей - в своих глазах и глазах окружающих. Для этого она выбирает стратегию спасательства (помочь всем встречающимся бедняжечкам на своем пути) и "непротивления". Т.е. ее будут оскорблять - промолчит, в ее же квартире будут делать то, что ей не нравится или неудобно - она ничего не скажет или вообще уйдет из дома.

Лизе сложно отказывать и говорить нет. Она не в состоянии поставить на место обидчика, постоять за себя. Эти качества она очень ярко видит в Вике и они ее бесконечно восхищают!

Далее. Лизавета не может позволить себе злиться (ведь она хорошая и милая, а злятся плохие и недостойные). Но ведь для того, чтобы дать отпор, злость просто необходима. Вместо этого она обижается, уходит в себя. Это детская позиция, при чем манипулятивная.

Так проявляются плохие границы героини. Она не обозначает "стоп! так со мной нельзя!" или "меня это не устраивает, я не буду это терпеть", замалчивает, делает вид, что все хорошо. А злость при этом никуда не девается, она копится внутри, как бомба замедленного действия. И в один "прекрасный" момент взрывается - Лизу накрывает аффект и она идет душить свою подругу.

Понимаете? Эта женщина-ангел, божий одуванчик пытается убить человека!

Помимо этого, она чувствует вину перед теми, кто не рожден в культурной столице, не читал в детстве книг и не учился в университете. Искупает ее, пытаясь облагодетельствовать "обездоленных".

Но суть любого спасательства, как ни странно, в самоутверждении: "Я сильный, а ты слабый, поэтому я тебя спасу". Это нарушение личных границ других людей, потому что помощь вообще-то никто не запрашивал. Это называется "догнать и причинить добро".

Получается, что Лиза не берет ответственность за свое благополучие. Она уверена, что это должны делать окружающие люди и понимать, где ей неприятно, а где наоборот. При этом она готова жертвовать собой, спасая других, но не в состоянии позаботиться о себе. Она очень доверчива и видит жизнь в розовом свете, потому что с жесткой реальностью сталкиваться не хочется. В этом проявляется ее инфантильность, высокомерие, желание всем угодить и быть хорошей (потому что страх отвержения гораздо сильнее). Однако в какой-то момент из такой жертвы можно легко превратиться в агрессора и наломать дров (хорошо, если обойдется без жертв).

Вместо того, чтобы держать хорошую мину при плохой игре, стоило бы провести границу, говорить о том, что нравится, а что нет, что можно, а что неприемлемо. Позлиться, когда того требует ситуация. Так было бы больше уважения к ней и меньше гадостей в ее сторону. В конце концов не терпеть, а сказать: "Вика, уезжай!" И все - волки сыты, а овцы целы.

Друзья, а вы смотрели "Кококо"? Как вам? Что скажете про Елизавету - считаете, что так и надо себя вести или видите, как она усложняет себе жизнь? Поделитесь в комментариях и давайте обсудим.