В конце пятидесятых годов прошлого века Голливуд дал жизнь двум очень масштабным фильмам, повествующим о древнем Риме. Первый из них стал одним самых титулованных Американской Киноакадемией Бен-Гур (1959, реж. Уильям Уайлер), другой взял лишь Золотой Глобус, но также оставил важный след в истории - Спартак (1960, реж. Стенли Кубрик). После этого долгое время жанр пеплума практически не появлялся в кинопрокате. И вот, в 2000 году на экраны вышел Гладиатор, срежиссированный Ридли Скоттом.
Картина была удостоена целых 5 премий Оскар и до сих пор продолжает входить в разнообразные топы.
В этой статье попытаемся разобраться, почему Гладиатор - это про религию, и как Ридли Скотт критиковал современное общество потребления.
Максимус (Рассел Кроу). Уже с первых кадров он предстает перед нами как человек чести. Когда он идет мимо солдат, мы чувствуем уважение, которым они проникнуты к нему. Мы видим, что он не просто военачальник, отсиживающийся в шатре и отдающий приказы. Он такой же солдат, как и остальные, готовый бросаться на врага в авангарде. То же происходит и на арене. Чем больше мы смотрим на этого героя, тем больше мы понимаем, что он полноценно соответствует своему имени (лат. maximus - величайший).
На поле битвы он присутствует не для того, чтобы пролить кровь, а для того, чтобы принести себя в жертву своим идеалам - государству, вере и семье. Вся его жизнь посвящена этому.
Максимус не стремится прогибать мир под себя, не играет в политические игры, он просто борется за свои идеалы. Эта идея раскрывается до предательства. Однако после убийства цезаря и ложного обвинения протагониста в этом преступлении все меняется. Максимус приезжает домой и видит, что его семья была жестоко убита. В этот момент его вера в порядок трансформируется в желание мстить.
Максимус осуждает потребительское отношение публики к жестокости. Любопытно, но за несколько тысяч лет в этом плане ничего не изменилось, несмотря на прививаемые обществу ценности гуманизма. Людям по-прежнему нравится смотреть на бои, убийства и прочее. Максимус будто бы рушит четвертую стену и говорит нам: "что, хотите еще? Вы еще не развлеклись? Вы же за этим здесь!". Но в ответ, вместо задумчивого молчания, мы слышим скандирование публики: "Испанец! Испанец! Испанец!".
Коммод (Хоакин Феникс). Безумный сын императора. Он является противоположностью Максимуса, желает склонить весь мир к своим ногам. Он готов жертвовать всем ради победы, но, в отличии от протагониста, делает это за счет жизней других людей. Он жаждет любви своего отца, но не может ее добиться, поскольку, как говорит император, "является безнравственным, не может и не должен править".
Коммод считает, что жизнью можно управлять и готов добиваться своей цели любыми средствами. По этой причине он убивает своего отца, услышав, что после его смерти власть перейдет к Максимусу. Поэтому же он соблазняет сестру, ведь для него это такая же желанная цель, которую можно достичь, несмотря ни на что.
Персонаж Коммода сконструирован таким образом, что его хочется жалеть. Он делает всё, чтобы зритель и окружающие любили его. Это невозможно, поскольку он считает, что судьбой можно управлять как ему вздумается. Поздние фильмы Ридли Скотта отличаются детерминированностью, провидением - всё происходит как должно произойти, и если ты не обладаешь необходимыми добродетелями, тебе ни за что не удастся преуспеть, а зачастую и выжить.
Здесь начинается то, что очень любит Ридли Скотт в своем творчестве - библейский сюжет. История сыновей Адама - Каина и Авеля. Братья принесли свои плоды Богу, однако тот в полной мере оценил лишь жертву Авеля. В гневе Каин проклинает Господа и убивает младшего брата. На протяжении фильма Коммод неоднократно называет Максимуса братом, это и есть попытка режиссера подчеркнуть свою отсылку. Коммод убивает императора, теперь его цель - расправиться с "братом". Он начинает с уничтожения его дома, семьи.
В фильме присутствует еще одна библейская отсылка - Иосиф Египетский. Это история предательства человека, который после продажи его в рабство все равно смог подняться до вершин социальной иерархии. Всё благодаря добродетели, которая свойственна и Максимусу. Он без каких-либо стараний завоевывает авторитет общества, которое готово преклониться перед ним.
Конфликт Коммода и Максимуса перетекает в финальную битву, в которой он предварительно ранит протагониста (называя его братом), но, тем не менее, погибает от его меча, поскольку справедливость в библейском сюжете должна восторжествовать.
В финале погибают оба главных персонажа, но смерть у них разная. Максимус реализует свою цель - будучи праведником, он уничтожает зло. Коммод же погибает от своей неспособности контролировать окружающий мир, переоценки своего могущества. Это и есть ключ к фильму, разделяющий двух "братьев".
Прекрасное кино, я считаю, а что думаете вы?