Свой разговор с апостолами в горнице Иисус завершил обещанием, что они будут иметь мир в Нём. Мы этому не удивляемся. Его земная жизнь началась с возвещения ангелом Его рождения, которое он назвал «доброй вестью» (см. Современный Перевод) и связал с «великой радостью» и миром на земле (Лк. 2:10, 14). В соответствии возвещением небесного воинства Иисус — даже в тени креста — указал Своим растерянным апостолам на мир, который Он приготовил для них.
Он обещал апостолам мир не с Богом. Они уже имели его, ибо мир с Богом — это нечто вроде правового мира, который получает человек, когда входит в заветные отношения с Ним. Приняв Его спасение, они ответили на приглашение Бога и перешли от состояния подверженных Его гневу в состояние мира с Ним. В то время апостолы уже могли сказать, что «нет ныне никакого осуждения» тем, которые живут под Его благодатью (см. Рим. 8:1). Мир, который обещал им Иисус, это мир в скорбях, бедах и лишениях — мир Божий, который станет и их миром, когда они расскажут об этих трудных временах Ему в молитве. Мир с Богом — это искупительный мир, дающийся спасённым благодатью немедленно и навсегда. Мир Божий (покой, спокойствие, невозмутимость, безмятежность) — это практический мир, который Он даёт Своим, когда они приходят к Нему и просят о спокойствии, даруемом Им Своим детям во время житейских бурь.
Во время бесед в верхней комнате Иисус неоднократно предупреждал апостолов о беспокойных днях, которые ждали их впереди. Из Его слов они узнали, что нечестивые люди из мира будут ненавидеть их (15:18–25), гнать их (15:20) и клеветать на них из-за их праведности. Наверное, они еще оставались в недоумении и растерянности, когда Иисус опять заговорил о скорби, которую они будут иметь в мире. И какая это была добрая весть, когда Иисус добавил, что в Нём они будут иметь мир!
Противопоставление было абсолютно ясным: в мире они будут иметь скорбь, а в Иисусе — мир (покой, безмятежность). Обещание мира было последнее, что сказал им Иисус в беседах, состоявшихся в горнице, — и это было для них одним из самых больших утешений. «Лучше думайте о Моих обещаниях, а не о своих проблемах», — как бы говорил Он им. Свою самую лучшую весть Он приберёг напоследок. Даже посреди страшных мук и непрестанного противодействия Иисус будет с ними и даст им мир.
Хотя Он не стал вдаваться в подробности того мира, который Он оставлял им, сказанного было достаточно, чтобы они и мы поняли его особенности. Что можно сказать о мире Иисуса, основываясь на Его скупых словах?
МИР, ОСНОВАННЫЙ НА ЕГО СЛОВАХ
Это мир, основанный на Его словах. Мир Иисуса мы можем иметь лишь в том случае, если почитаем Его слова за истину. Он заявил: «Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» (16:33). Всё, что Он когда-либо говорил им, Он говорил для того, чтобы они имели этот мир. Иисус очень хотел, чтобы внутреннее спокойствие Его последователей не было нарушено несмотря ни на какие происки мира внешнего. Ранее Он говорил: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (14:27).
Мир Иисуса реален; это не какое-то смутное, туманное понятие. Его учение указывает путь к истинному миру, и повинующийся Его наставлениям может иметь его.
МИР ТОЛЬКО В НЁМ
Это мир, доступный только в Иисусе. Апостолы уже слышали от Иисуса: «Во Мне можете иметь мир». Он уже показал им важность пребывания в Нём: «Я лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (15:5). Без Иисуса они не смогут приносить плод и не смогут иметь мир.
Иисус шёл на крест, чтобы победить силы тьмы. Злоба, коварство и враждебность мира не смогут отобрать победу, добытую кровью, пролитой на кресте. В будущем все пребывающие в Нём разделят успех Его жертвы. Иисус дарует благодать всякому, кому она нужна, и даст Свой мир любому, кто готов получить его. Этот мир приходит лишь к тем, что пребывает в Его присутствии — кто живёт в укрытии Его прощения, силы и обещаний.
МИР ВО ВСЕХ ИСПЫТАНИЯХ
Это мир во всех скорбях. Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Мы можем мужаться, когда наша праведность оказывается несостоятельной, ибо Иисус обещал нам прощение (Мф. 14:27). Мы можем мужаться, когда нас накрывает волной страха, ибо Иисус обещал нам Своё присутствие (Мф. 6:50). Мы можем мужаться, когда нас постигают беды и несчастья, ибо Иисус оставил нам Свой мир (Ин. 16:33).
Самая потрясающая весть евангелия состоит в том, что Иисус «победил мир» — с его испытаниями, его прегрешениями, его искушениями, его искусителем и его бренностью. Вместе с Иоанном мы можем сказать: «Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и эта есть победа, победившая мир, — вера наша» (1 Ин. 5:4). Победа Иисуса имеет глубину, ибо она покрывает всё, что мир может обрушить на нас. Она имеет длину, ибо мы можем соучаствовать в ней до самого конца земного нашего странствия. Она имеет ширину, ибо всякий уверовавший и сохранивший свою веру может иметь её.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы, как и апостолы, стремимся иметь мир Иисуса — мир, который приходит через Его истину, обитает в Его присутствии и побеждает все скорби этого мира. Как мы получаем такой мир и живём в нём? Путь к миру обозначен в Рим. 6:3. Мы входим во Христа Иисуса, когда повинуемся Его евангелию (см. также Рим. 6:17). Мы пребываем в Нём, когда верно ходим в свете (1 Ин. 1:7). К тому же, мы можем приступать к Нему со всеми проблемами, которые наваливаются на нас, и класть их к Его ногам (Фил. 4:6, 7). В ответ на наши просьбы Он посылает Свой мир, как воинство ангелов; он будет охранять наши сердца и соблюдать их покой во время самых сильных и жестоких бурь, какие только могут ворваться в нашу жизнь. Когда мы пребываем в Князе Мира (покоя), мы благословляемся искупительным миром, который Он добыл Своей драгоценной кровью, а также практическим миром, который ежедневно окружает нас, когда мы соучаствуем в Его жизни и победе.