Найти тему
ИстПросвет

Кого крейсер "Варяг" защищал в корейской бухте Чемульпо

Оглавление

Добрый день, уважаемые подписчики и читатели канала! Нет в России человека, который хотя бы раз в жизни не посочувствовал команде малого крейсера "Варяг", погибшего в корейских водах. Морской бой в Чемульпо до сих пор вызывает в нас смешанное чувство гордости и досады за судьбу русского корабля. Однако что делали русские моряки в такой дали от собственных морей? Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос.

Бой с превосходящим противником (крейсер Варяг)
Бой с превосходящим противником (крейсер Варяг)

Мы защищали Корею от агрессора

Русская историческая литература пестрит указаниями на то, что политика Николая II на Дальнем Востоке носила исключительно мирный характер. Ситуация часто излагается так, что своим дальневосточным соседям, - а именно Корее и Китаю, - Россия хотела добра и действовала в их национальных интересах, ибо Корее и Китаю угрожала опасность в лице милитаристской Японии. Однако много ли в этих заверениях правды?

Начнем с того, что Япония эпохи Мэйдзи действительно проводила на Дальнем Востоке откровенно имперско-милитаристическую политику. Китай и Корея безнадежно отстали от нее в военно-экономическом плане, и японцы старались отнять у своих ближних соседей важнейшие торговые точки, наподобие Тайваня, а, по возможности, оккупировать и сделать колониями их континентальные районы.

На этом фоне любая страна, оказывающая помощь жертве агрессии, должна выглядеть в наилучшем свете. И все же Российская империя на Дальнем Востоке преследовала свои интересы, в которых корысти было не меньше, чем у японцев, но, пожалуй, было больше хитрости и долготерпения.

Россия уже в 1896 г. заключила с Китаем секретный договор, по которому через всю территорию страны должна была пройти русская железная дорога (КВЖД). Представьте, чтобы китайская или, допустим, английская железная дорога прошла через всю Россию и контролировалась бы чужим правительством. Как вам такое? Как ни крути, но дружественным актом взаимопомощи ослабленному государству такое не назовешь.

Благодаря огромной взятке, КВЖД получила от Китая многие привилегии, включая административное управление землями в полосе отчуждения дороги и размещение вдоль полотна русской военной охраны.

С.Ю. Витте, главный инициатор создания этой дороги, открыто говорил, что задача России состоит в том, чтобы добиться исключительного влияния в Северо-Восточном Китае. Пока ситуация позволяла, к этой цели следовало идти мирным путем, но в крайнем случае Витте считал необходимым развернуть на Дальнем Востоке сухопутные войска и действовать по обстоятельствам.
Гибель Варяга
Гибель Варяга

Безобразовская клика

В своё время Витте был крайне влиятельной фигурой при дворе, но он не единственный планировал дальневосточную политику царской России. С определённого момента ему оппонировал в этом вопросе статс-секретарь Александр Михайлович Безобразов. К 1903 г. влияние Безобразова выросло то таких размеров, что он без труда отправил Витте в отставку и убедил Николая II в необходимости насильственного захвата Манчжурии и Кореи посредством "небольшой победоносной войны" с Японией.

Японцы знали об этом и развязали войну, чтобы не дожидаться усиления Россия на Дальнем Востоке, а крейсер "Варяг" и тысячи русских и японских солдат стали жертвами захватнической политики двух монархических стран с олигархической формой правления.