Найти тему
Помогайка

«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных лётчиков-истребителей на начальном этапе войны. Историки отмечают, что Сафонов также проявил себя как искусный командир и педагог, эффективно готовивший новых авиаторов. Эксперты называют советского аса «лётчиком с особой искрой», который за неполный год войны стал «кошмаром для нацистов».

Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов РИА Новости © Георгий Зельма

Борис Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии в крестьянской семье. После окончания общеобразовательной школы будущий ас продолжил учёбу в железнодорожной школе фабрично-заводского ученичества в Туле и вступил в комсомол.

Путь в небо.

Параллельно с учёбой Сафонов, как и многие его сверстники, в 1931 году начал посещать кружок планеристов при школе лётчиков Осоавиахима. Это и определило его будущее. Вскоре он стал учеником лётчика. Причём его инструктором была Валентина Гризодубова, которая вскоре побьёт пять мировых авиационных рекордов и станет первой женщиной – Героем Советского Союза.

В 1933 году после успешного прохождения программы аэроклуба Борис Сафонов получил направление в находившуюся в крымском посёлке Кача школу военных лётчиков. По словам историков, педагоги сразу увидели в юноше большой потенциал, но были к нему весьма требовательны, помогая юноше реализовать себя.

В конце 1934 года Сафонов получил квалификацию лётчика-истребителя и отбыл для прохождения воинской службы в Белорусский военный округ. Вскоре Сафонов завоевал репутацию способного лётчика и мастера воздушной стрельбы.

В 1939 году, после начала Советско-финской войны, Борис Сафонов попросил направить его на Север. В поезде он случайно познакомился с одним из первых полярных лётчиков СССР – Борисом Чухновским, под влиянием которого Сафонов решил продолжить службу в морской авиации.

«Служба лётчиком в Заполярье требовала особого мужества. Самолёты не были ещё приспособлены для таких условий. Но Сафонова это не смущало», – рассказал в интервью RT военный историк Юрий Кнутов.

На север Сафонов был направлен командиром звена в 72-й смешанный авиационный полк военно-воздушных сил Военно-морского флота. В ходе Советско-финской войны он наносил удары по наземным силам противника и выполнял разведывательные задания.

-2

Советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 1930-х годов И-16 (ЦКБ-12) РИА Новости

С учётом личного лётного мастерства и прекрасных организаторских способностей старший лейтенант Сафонов в 1941 году был повышен в должности до командира учебно-тренировочной эскадрильи.

Как пишут авторы сборника «Лётчики», «Борис Сафонов был терпеливым и строгим педагогом. В воздухе он следил за каждым движением новичков в полёте, наблюдал, как реагируют пилоты на его команды. Постепенно полёты усложнялись, и самолёты поднимались в воздух в различных метеорологических условиях: в дождь, туман, при низкой облачности и снежных зарядах, стремительно налетавших с Баренцева моря».

«Победа в воздухе куётся на земле».

Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт – бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.

По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества.

Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.збирком Ленобласти борется с фейковыми новостями

Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле. Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», – заявил он однажды в интервью флотской газете.

Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.