Именно так назвал Гарриет Бичер-Стоу президент Линкольн. Войну Севера и Юга за отмену рабства в Южных штатах.
А какое нам дело до Штатов и рабства? Взрывная книга из девятнадцатого века... теперь ведь это памятник эпохи, не более? Особенно сейчас, когда негры чувствуют себя хозяевами положения, и вот-вот угнетённой расой станут белые?
С таким предубеждением открывает "Хижину дяди Тома" сегодняшний читатель, и с первых же страниц понимает, почему роман, написанный скромной учительницей, стал одним из вечных спутников человечества.
Это не столько о конкретном месте и времени, сколько о природе человека, которая остаётся неизменной во все времена. Измени законы сегодня, дай рабов любому из нас - и история повторится! Не верите? Думаете, уж мы-то - гуманисты? Но ведь точно так же думают о себе все хозяева живой собственности в романе, и почти все они - действительно, гуманисты...
Вот хотя бы мистер Шелби, у которого рабам даже разрешено заводить семьи. Их венчают, как белых, и они это ценят! Платят хозяину искренней привязанностью. Но хозяин проиграл крупную сумму...долг чести... и с великими терзаниями совести он продаёт своего лучшего-любимого раба дядю Тома. Клятвенно обещает его выкупить, "как только будут деньги". В придачу к Тому продаётся и такая мелочь, как четырёхлетний Гарри, сынишка служанки Элизы.
Новый хозяин Тома, Сен-Клер, персонаж, которым автор, как будто, любуется. Умница, красавец, любящий отец, бесконечно снисходительный к окружающим и щедро наделённый чувством юмора. Рабы у него сыты, одеты с барского плеча, работой не замучены - идиллия! А то, что его дочка Ева мечтает научить негров читать - писать, чтобы получали весточки от родных, с которыми их разлучили при продаже - что за детские игры? Учить рабов даже и закон запрещает!
Сен - Клер - типаж, открытый автором вполне самостоятельно. "Лишний человек". Высказывая самые глубокие мысли о природе рабства и угнетения вообще, он ничего не собирается менять ни в своей жизни, ни тем более в жизни общества. Пережив личную трагедию, Сен-Клер безвольно спивается, и с каждым днём всё менее способен заняться делами - освободить тех, кому он обещал свободу. В итоге этот добряк обрекает на гибель десятки людей. Невольно, конечно.
А мистер Бэрд, который с немалым риском для себя спасает беглянку Элизу с маленьким Гарри?
И он, и его жена - такие люди, что прочтёшь о них - и словно погостишь у хороших друзей.
Но! Этот самый мистер Бэрд - сенатор, и только вчера он проголосовал за закон, обязывающий всех белых сдавать беглых негров властям! Сам сдать не может, но уверен, что без рабства рухнет родная Америка...
И на невольничьем рынке покупатели не свирепствуют, а пекутся о собственной выгоде. Разве это грешно? Купить мальчишку - подростка - это поступок хозяина, а его мать, которая на коленях умоляет КУПИТЬ и её вместе с сыном? Да это же просто бросить деньги на ветер - надолго ли её хватит, этой изработанной клячи?
Люди на этих страницах совсем не плохие, просто живущие так же, как их деды и прадеды. В книге только один хозяин - садист. Плантатор Легри. А значит, перед нами не "клевета на великую страну", в чём пытались обвинить автора при жизни, а почти анатомическое исследование общества, поражённого раком. Рабством.
Есть и в Америке свои "булкохрусты", твердящие об отеческом отношении белых к чёрным "вечным детям". Так и опекали бы этих "детей" до сих пор. Но так ли уж трудно, обладая минимальным воображением, представить себя не помещиком, а на месте невольников?
Ребёнку - на месте Гарри или Топси, девушке - Розы или Эммелины... И несложно понять Касси, у которой отняли двух детей - а третьего, последнего она отравила. Вспоминая об этом много лет спустя, Касси скажет: "Это один из немногих поступков, которым я горжусь!"
И как два противоположных полюса - Прю и Джордж.
Старую пьяницу Прю хозяева порют каждый день - крадёт их деньги и пропивает!
И вот она совершенно потухшим голосом рассказывает, как всех её детей распродали ещё грудными, а последнего хозяйка, правда, не продала, но...запретила кормить! "Он плакал, плакал, и умер...Только когда напьюсь - и не слышу его плача".
А Джордж, талантливый механик - самоучка, бежит в свободную Канаду, отстреливаясь от преследователей. Спасает себя и свою семью.
А вот главный герой, дядя Том... это человек, не полюбить которого просто невозможно. Но как нам сегодня понять, почему он даже не помышляет о том, как взять свою судьбу в свои руки?
У него было столько возможностей бежать, но... это же нечестно? Ему важно не обмануть ничьего доверия, никого не подвести, сохранить достоинство, и каждый раз он боролся с соблазном, открывая Библию:"Рабы, повинуйтесь господам своим". А господ его совестливость устраивала. Очень.
Остаться честным перед самим собой ему удалось, но... не удалось выжить.
Современники сделали вывод: христианское смирение не спасёт слабых и не вразумит сильных. И победили силой оружия.