Найти тему
Vinogradovcoach

Миф о врожденном таланте

Многим людям нравится мысль о присутствии магии в нашей жизни. А что может быть более волшебным, чем родиться с даром к какому-либо занятию и демонстрировать непревзойденные способности без особых усилий? Целая индустрия кинофильмов про супергероев, собирает миллиарды долларов, эксплуатируя веру в то, что в жизни может случится что-то магическое (укус паука, действие космических лучей или введение чудо-сыворотки), и обычный человек станет обладателем сверхъестественных способностей.

Более того, ссылка на наличие врожденного таланта является главным клише при объяснении ярких успехов в спорте, музыке, математике, литературе и т.д. и т.п.

Однако в реальной жизни магии нет. Каждый случай, который «специалисты» выдают за врожденный талант, имеет куда более прозаичное объяснение.

Чаще всего при упоминании феномена таланта ссылаются на Вольфганга Амадея Моцарта. Сегодня никого не удивить, когда 4-5-летние дети великолепно играют на виолончели или других инструментах (при этом первые систематические занятия музыкой у них начинаются еще в возрасте до 2 лет). Однако 3 века назад феномен Моцарта казался проявлением божественного вмешательства. Если обратится к фактам, то отец Вольфганга – Леопольд Моцарт – был композитором и автором книги по музыкальному образованию детей и практиковал то, что сейчас называют ранним развитием. Юный Моцарт работал вместе со своим отцом над сочинением музыки, анализировал музыкальные произведения, учился играть на разных инструментах. При этом начал он эту тренировочную работу, когда ему не было и 4 лет! Несмотря на это, первые произведения Моцарта-композитора были лишь вариациями мало известных в настоящее время пьес [1], а настоящие шедевры В. Моцарт стал творить, когда систематическим занятиям музыки он посвятил уже почти полтора десятка лет! Это не умаляет заслуг великого композитора, но оставляет закономерным вопрос: при чём тут врожденный талант или божественное дарование?

В мире спорта любят ссылаться на пример Дональда Томаса (Donald Thomas), бывшего баскетболиста, перешедшего в легкую атлетику и сенсационно выигравшего чемпионат мира в Осаке (2007) в прыжках в высоту. Случай описан в книге Давида Эпштейна «Спортивный ген» [2]. Дональд, будучи членом баскетбольной команды Линденвудского университета (штат Миссури) как-то играл со своим товарищем-прыгуном в высоту и демонстрировал свой особый навык – добивания в кольцо (dunking). Позже в кафе, этот легкоатлет поспорил, что хоть Дональд и хорош в прыжках с мячом, но никогда не будет прыгать 6 футов (1,83 м) в прыжках в высоту. Они проследовали на университетский стадион, установили высоту на 6 футов, и Дональд взял её! После чего друг поднял планку до 7 футов (2,13 м), и Дональд снова совершил чистый прыжок. После чего прыгун в высоту сгреб его и отвел к легкоатлетическому тренеру. В баскетбольной обуви на студенческих соревнованиях он взял высоту в 2,22 м. Спустя два месяца был 4-м на Играх Содружества с результатом 2,23 м. А позже выиграл чемпионат мира по легкой атлетике, обыграв Стефана Хольма и установив личный рекорд в 2,35 м. Казалось бы: это очевидный пример врожденного таланта!

Фотография Дональда взята с сайта www.sportfaktor.hu
Фотография Дональда взята с сайта www.sportfaktor.hu

Внимательный анализ случая [3], показывает, что (1) Дональд Томас имел хорошую тренировочную и соревновательную практику в прыжках в высоту, и отлично овладел методом Фосбери Флоп (довольно техничным приемом для преодоления планки), прыгая при этом на уровне 189-195 см (что не является выдающимся уровнем, но всё же достаточно высоко); (2) багамский спортсмен много лет работал над баскетбольным приемом dunking, при котором расстояние до кольца преодолевается в несколько взрывных шагов, после чего следует вертикальный прыжок вверх для добивания мяча. По характеру это упражнения настолько близко к прыжкам в высоту, насколько это возможно для неспецифической нагрузки. В сочетании с идеальным для прыгуна в высоту ростом это и позволило достичь успеха на легкоатлетическом чемпионате мира. Однако несмотря на мнение специалистов, что «талант» Дональда позволит ему побить мировой рекорд, выше 2,37 багамский спортсмен так и не смог прыгнуть (рекорд мира 2,45 м).

Чтобы не ходить далеко за примером, обращусь к примеру моей землячки – Полины Миллер, бегуньи на 400 м. Каждый раз, как Полину показывают на экранах телевизоров, комментаторы рассыпаются в комплиментах по поводу того, какой это выдающийся талант. Действительно, будучи юниоркой, Полина уже дважды выигрывает взрослый чемпионат России, выполняет норматив мастера спорта международного класса, попутно побив жесткий квалификационный норматив Олимпийских Игр-2020. Я хорошо знаком с Надеждой Владимировной Клевцовой (мои дети также тренируются под её руководством). И вот подлинная история таланта П. Миллер. С 9 лет Полина начала ежедневные занятия по легкой атлетике (с перерывом по пятницам), однако на протяжении долгих 5 лет, показывала достаточно посредственные результаты. Любой скрининг талантов (бег 20 м с ходу, десятерной прыжок, результаты в беге на 60-100-200 м и прочие педагогические тесты) не позволил бы идентифицировать её как будущую звезду. Лишь в 14 лет после долгих 5 лет ежедневных упорных тренировок под руководством грамотного наставника у Полины начало что-то получаться в легкой атлетике.

Фотография Полины взята с сайта cska.ru
Фотография Полины взята с сайта cska.ru

Что стоит за виртуозными штрафными ударами и невероятными навесными передачами Дэвида Бэкхема? В 6 лет юный Бэкхем начал нагонять мяч ногой (нужно держать мяч в воздухе, не давая ему упасть). Поначалу это были унылые 5-6 ударов, но юный спортсмен отдавал себя всего этому занятию, и придя из школы, кидался упражняться с мячом, снова и снова роняя мяч, но учась на своих ошибках и совершенствуя движения. Через полгода это уже было 50 раз. Еще через полгода – 200 раз. К 9 годам Давид поставил рекорд 2003 раза! После этого Дэвид сосредоточился на другом упражнении – штрафные удары. Его отец стоял между ним и импровизированными воротами (сарай с натянутой проволокой). Задача Дэвида была делать удары по дуге, чтобы мяч обогнул отца и попал в «ворота». По воспоминаниям отца в этом парке его сын пробил ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ударов [4]. Именно неустанная практика с самого юного возраста в любую погоду, бесчисленные ошибки при выполнении ударов и их исправление привели к тому уровню игры, который мы видели на телеэкранах. Врожденный талант?.. Где он?..

Фотография Дэвида взята с сайта www.pinterest.ru
Фотография Дэвида взята с сайта www.pinterest.ru

Источники, на которые я ссылаюсь в статье:

1. Park JY: A reinvestigation of early Mozart: The three keyboard concertos, K. 107. 2002.

2. Epstein DJ: The sports gene: Inside the science of extraordinary athletic performance: Penguin; 2014.

3. Ericsson KA, Pool R: Peak: Secrets from the new science of expertise. Boston: Houghton Mifflin Harcourt; 2016.

4. Syed M: Black box thinking: Why most people never learn from their mistakes--But some do: Penguin; 2015.