Найти тему

Как в далёкие 90 -е я работал на НТВ начальником анонсов.

НТВ, по сравнению с государственным, было совершенно другим телевидением. Здесь даже одевались иначе. Рубашка, галстук, пиджак, джинсы - да. Свитера –на в коем случае!

Всякая вычурность в одежде осуждалась. Помню, однажды я пришёл на работу в чёрном бархатном жилете с золотыми пуговицами, на что –то мне тут же попеняли. Жилет пришлось снять, причём навсегда. В помещениях никто - не дай бог! -не курил.

Люди все тут подобрались очень симпатичные, одна журналистка Ира Зайцева чего стоила! Говорили все, как правило, мало и, в основном, по делу. В сплетнях замечены не были. Ругались нецензурно крайне редко. Хотя были, конечно, случаи… Разговаривали в кулуарах тихо.

Однажды, в непродуктивный в новостном плане день, мы сели и начали играть в редакционной комнате в карты. Играли в преферанс. Для преферанса нужны минимум трое. Но можно и вчетвером. Именно так и было. Моим партнёрами стали корреспондент Гапонов, продюсер Антон Аренс, а позднее к нам ещё присоединился парламентский корреспондент Виталий Трубецкой, который только недавно приехал с заседания Думы. Мы так увлеклись, что не заметили, как в комнату вошёл генеральный директор телекомпании Олег Добродеев, который решил проверить, чем занимаются корреспонденты во вверенном ему учреждении. Увидев играющих в карты журналистов, он на мгновение потерял дар речи. Но затем, взяв себя в руки, подошёл к нам. Ну, что бы сделал в таком случае любой руководитель в другой компании? Он бы закричал, затопал ногами и кого то уволил. Но это было НТВ-новая телевизионная формация. Подойдя к нам, Олег Борисович сказал, обращаясь почему то к Трубецкому:

- Виталий, ну, я понимаю эти, - он кивнул нас нас троих, - но вы, человек высокой дешевной организации!.

И, махнув безнадёжно рукой, Добродеев ушёл.

После этого случая нам даже не снизили зарплату. Вот как хорошо относились к людям в НТВ! Но вернёмся к рассказу.

Едва начинались новости, все бежали к телевизору, даже если твоего репортажа там не было. Просто, чтобы быть в курсе того, что делают твои коллеги. Если репортаж был, что называется "в десятку" тут же хвалили человека, шлепая его по плечу, если это был мужчина, и просто улыбаясь или подмигивая, если репортаж делала женщина. Этот интерес к творчеству коллег, я думаю, очень способствовал творческой эскалации. Раз от раза репортажи становились всё более интересно и мастерски сделанными. Уже появились свои "маэстро" и "великие". Я наблюдал за этой ярмаркой тщеславия чуть издалека. Я же был не из них, я был в то время сам по себе.

Теперь пора сказать, что корреспондентом Нового Тв я стал не сразу. Добродеев, в первый момент глянув на меня и немного подумав, решил, что пока мне можно доверить сектор под названием "отдел межпрограммного вещания". А о работе журналистом пока говорить рано. В отделе, который мне поручили возглавить, делали анонсы утренних и дневных программ. Руководил им Александр Герасимов, уехавший позднее в США. В комнате стояло несколько мониторов, на которых мы смотрели передачи утреннего и дневного эфиров, а затем делали к ним анонс. Это была, конечно, творческая работа. Но очень скучная. Моими помощниками были два человека - девушка и молодой парень.

Юношу звали Николай Ковбас, сейчас он популярный актёр и много снимается, но тогда он переживал затяжной кризис среднего возраста. Девушку, его напарницу, звали Рита. Кем по образованию была она, я до сих пор не знаю. Коля и Рита выходили работать посменно.

В то время утренний и дневной эфир был наводнён всякой ерундой и чтобы привлечь зрителей, нужно было сделать к этим передачам анонсы. Например, в передаче "Стартер", которое рассказывало об автомобилях, завтрашний выпуск был посвящён отечественному джипу. В анонсе мы говорили: "смотрите завтра: старый конь борозды не портит. Жители села Омутищи Владимирской области использует сто лошадей под своим капотом по назначению - они на них пашут". И т.д.

В общем, надо было к каждому сюжету в программе придумать некую забавную преамбулу. Допустим, был доктор, который лечил "быстрой водой", так он называл обычный кипяток. В этом было что –то от шарлатанства. Но осуждать мы это не имели права, потому что это был наш эфир. Мы же не могли априори предоставлять наше эфирное время всяким там идиотам! Поэтому анонс мы делали крайне нейтральный и даже благожелательный, типа: "Только в нашем утреннем выпуске - экстремальное средство для немедленного пищеварения - быстрая вода!" И знаете, что? У этого "медика" был один из самых высоких рейтингов тогда!

Курировала наш отдел некая Ольга Подкопаева, заместитель главного редактора по утреннему и дневному эфиру, в прошлом кинодиректор. Актёра Николая Ковбаса на работу пригласила именно она.

Николай Ковбас показал себя очень смышлёным, он сразу понял, что нужно делать. В отличии от Риты, которая несла в эфир всякую чушь, он придумывал очень забавные анонсы. У Коли был один серьёзный недостаток - он иногда запивал. Вернее, это он Оле говорил, что запивал. Что он делал на самом деле, я не знаю. До сих пор. Может, он Гамлета репетировал дома. Короче, что бы там ни было, Подкопаева об этой слабости - исчезать- знала. И видимо, она пригласила Колю на НТв, чтобы его "спасти". Если Коля исчезал, я говорил Оле: "Ковбаса нет". Тогда она начинала звонить ему или его жене.

Коля мог отсутствовать неделю, затем приходил, с виноватым лицом садился за монитор и писал великолепные анонсы. Так продолжалось два дня или три, от силы пять...Затем он снова пропадал.

Ольга говорила про очередной его запой: "вот шалопай!". У неё было потрясающее терпении у этой Оли, не то, что у меня. Я на каждое его исчезновение реагировал бурно, уходил, анпример, в туалет и бил там пырой по стенам и кулаком по подоконнику. А Оля обладала уникальной способностью воспринимать все неприятности с каким -то житейским оптимизмом. То есть, выглядело это так, человеку говорят: у вас пожар! А она говорила на это: я когда -нибудь с ума сойду от этих неприятностей! И всё.

Рита, не смотря на её дисциплинированность и желание работать, редко могла написать что -то толковое. Например, в одной из передач рассказывалось про лошадей. Как с животным подружиться, как его впервые оседлать, как держать в узде и т.д. Анонс она придумывала такой: "смотрите завтра в программе - как нужно оседлать лошадь и что нужно, чтобы на ней поехать". Вот так тривиально и без затей. Хорошо, что Рита совершенно без обид реагировала на критику. Если я ей говорил: "Плохо! Здесь у тебя два раза "чтобы" и "что" рядом. Так нельзя. Это неблагозвучно! Где твой креатив? И потом, надо всё –таким писать с юмором". Она кивала, затем садилась и переписывала. И вскоре приносила другой вариант, который звучал примерно так: "Завтра в программе: лошадью не ходят на ней катаются". И дальше: "Какие слова нужно говорить коню, чтобы он поехал ..."

Спустя много лет, я, встретив её случайно возлетал автобусной остановке и узнал, что она пишет…книги! Да, не удивляйтесь. И не просто книги, а детективы, которыми все зачитываются. Не буду говорить её фамилию, она у всех на слуху. Кто бы мог подумать?