«Расскажите, каким Христос был как человек. Он любил смеяться? Он мог злиться? Ругался ли Он на своих учеников?»
Я думаю, что с юмором у Него было всё в порядке. Правда, не припоминаю, чтобы в Евангелии было об этом сказано. Но, мне кажется, с юмором у Него всё было идеально. Судя по тому, как Он, скажем, ответил людям, которые искушали Его и говорили: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» (Мф. 22:17). Это же лукавый вопрос. Что здесь лукавого? Надо учитывать контекст, в котором этот вопрос был задан. Он задан конкретно в Палестине того времени, когда Иудея была под властью Римского императора. Следовательно, каждый обязан был платить подать кесарю.
Если бы Христос сказал: «Нет, это непозволительно», на Него можно было бы «настучать» Понтию Пилату: «Он запрещает давать подать кесарю». Поднялся бы бунт. Всё, вопрос решен. Это с одной стороны. С другой стороны, если Он скажет: «Да, подавать надо», то восстановит против себя общество иудеев, считавших римлян нечестивыми людьми, мерзкими язычниками, завоевавшими их. Иудеи ждали, что сейчас придет Мессия ― Христос, поднимет восстание. Власть римлян будет сброшена, у иудеев установится свое царство. Иудейское общество жило тогда ожиданием этих событий. И тут приходит человек, про которого все думают, что он и есть Христос. Все надеются, что этот человек их возглавит. Он консолидирует их общество, они смогут противостоять власти римского кесаря. Вдруг этот человек говорит: «Да, давайте подать кесарю». Всё общество тут же от Него не только отвернется, но и начнет презирать. Его могут побить камнями где-нибудь у стен Иерусалима. Никакой Пилат даже не почешется, из-за чего это произошло.
Вопрос лукавый. На него любой ответ будет в минус, ловушка. Но Христос как ответил? Это же блестяще! Человек, который так мог ответить, имел прекрасное чувство юмора. «Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:15-17). Блестящий ответ! Понимаете, Он их просто посрамил и опозорил. Отправил ни с чем. Человек, который может так мыслить, имеет прекрасное чувство юмора.
Мог ли Он злиться? Однозначно, да. Он злился. Об этом в Евангелии неоднократно указывалось. Христос смотрел с гневом на людей: на первосвященников, на фарисеев. Есть фраза в Евангелии: «И, воззрев на них с гневом...» (Мк. 3:5).
Еще Он сделал бич из веревки и выгнал из храма всех торговцев, менял, которые там сидели (Мф. 21:12-13). Что они там делали? Люди приходили издалека, им нужно было принести жертву. Допустим, пришли из Дамаска, из Антиохии или из Александрии, из Египта. Не понесут же они оттуда барашка, чтобы принести его в жертву в Иерусалимском храме? Нет, конечно. Они возьмут с собой денег, и барашка будут покупать. Где? Там, на месте. Логично? Логично. Все приходили с деньгами в храм. Там продавали жертвенных животных. Люди их просто покупали и там же бросали милостыню. Монетки нужно было разменять, чтобы пожертвовать на какое-нибудь дело. Поэтому в храме были торговцы и менялы. Христос взял и опрокинул их столы с товаром. Повыгонял торговцев из храма. Такой случай описан в Евангелии.
Ругался ли Он на своих учеников? Петра Он однажды обозвал сатаной, когда тот полез Ему давать ненужные советы. Сказал: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23). Так что, бывало такое.