Найти в Дзене
Ecoidea.me

Брагинчане: «Пережили войны – переживём и Чернобыль»

Оглавление

Сегодня к наиболее пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС относится 21 район Брестской, Гомельской и Могилёвской областей Беларуси. После аварии 26 апреля 1986 года многие местные жители решились оставить свои дома и переехали из этих мест. Однако есть люди, которые продолжают жить на пострадавших территориях. Кто они и что сейчас происходит в городах и посёлках, которые многие считали обречёнными, узнаем из первых уст на примере Брагинского района Гомельской области.

«Хотим избавиться от клейма «чернобыльцы»

Как рассказывают старожилы, до аварии на ЧАЭС Брагинский район был одним из самых перспективных в Беларуси в разных сферах. Например, богатые чернозёмом земли давали возможность выращивать самые разные культуры, потому местные технологи и агротехники успешно сотрудничали с Московскими и Слуцкими исследовательскими сельскохозяйственными институтами.

После аварии на ЧАЭС загрязнению с плотностью выше 37 килобеккерелей на квадратный метр по цезию-137 подверглось более 18 тысяч квадратных метров сельхозугодий (около 20 процентов их общей площади) в стране. Поэтому на начальном этапе преодоления последствий катастрофы в Беларуси было ликвидировано 54 колхоза и совхоза, закрыто 9 перерабатывающих заводов агропромышленного комплекса. 264 тысячи гектаров были исключены из сельскохозяйственного оборота. За все постчернобыльские годы удалось реабилитировать только около 15 тысяч гектаров земель.

Сегодня же здешние территории считаются самыми пострадавшими от аварии 1986-го года. За 30 лет, по официальным данным, численность населения сократилась в три раза. Когда произошёл взрыв на атомной станции, люди сразу не поверили. Они были уверены, что на АЭС всё надёжно и ничего произойти не может. Лишь осознав масштабы опасности, многие решились всё оставить и уехать. Многие, но не все.

Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»
Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»

За 30 лет численность населения
сократилась в три раза

– Кому-то было просто страшно тронуться с места, а кто-то говорил, что эти земли пережили шведов, поляков, татар, немцев, французов – переживут и Чернобыль, – вспоминает настроение своих соседей Екатерина. Женщине на вид около 50. Она как раз была в числе тех, кто остался в своём родном городе, несмотря на аварию.

Районы, загрязнённые радионуклидами после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Инфографика http://www.rbic.by/
Районы, загрязнённые радионуклидами после аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Инфографика http://www.rbic.by/

По словам Екатерины, люди, которые решились остаться, сейчас живут жизнью обычного города и хотят уйти от клейма «чернобыльцы». Он им неприятен, он для них оскорбителен, он пугает жителей других городов.

– Поговаривают у нас, что если сравнивать экологическую ситуацию, к примеру, в Минске и Брагине, то по некоторым показателям ситуация будет значительно отличаться не в пользу столицы, – вдохновлёно замечает собеседница.

Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»
Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»

Сегодня на территориях, наиболее пострадавших от Чернобыльской аварии, загрязнение воздуха, земли и воды постоянно контролируется.

– Составлены практически пометровые карты, и мы прекрасно знаем, на каких территориях можно что-то садить, а какие загрязнены, – рассказывает Екатерина. – По нашим данным, радиация «осела» не повсеместно, а такими своеобразными пятнами. И даже дети знают, где можно ходить, а где нет.

Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»
Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»

Местные жители спускают берёзовый сок, ходят в лес за грибами и ягодами, занимаются пчеловодством. Причём, сок проверяли – он чистый, поскольку берёза сама фильтрует все вредные вещества. С грибами и ягодами сложнее: их приходится отвозить на специальный пункт, где бесплатно проводится радиологический контроль. Если этот контроль показывает, что ягоды или грибы чистые, то их используют или продают, в противном случае – выбрасывают.

– Как-то нам брагинчане подарили баночку мёда, и мы ради интереса отвезли его на исследование в Национальную академию наук, – признаётся заместитель директора общественной организации «Белорусский зелёный крест» Елена Попова. – Мёд оказался чистейший, не содержал ни цезия, ни свинца – ничего опасного.

Добро пожаловать в малиновый рай!

В Брагинском районе нет никакой промышленности, и большинству местных жителей приходится жить за счёт собственного натурального хозяйства либо своих талантов.

– Один выращивает индюков, другой – капусту, третий хорошо делает творог, четвёртый – причёски, пятый – массаж, шестой – блины, – удивляется талантам и увлечениям местных жителей Елена Попова. – Люди друг друга знают и обмениваются услугами – за счёт этого в основном и живут.

Люди обмениваются услугами – за счёт этого в основном и живут

В этот район государство вложило достаточно много средств, ведь он был практически заброшен. Здесь проводилось много исследований, например, в сфере сельского хозяйства. Благодаря этому брагинчане знают, какие растения здесь можно выращивать, а какие очень неустойчивы перед радиацией.

Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»
Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»

– Сейчас местные жители занялись малиной, так как эта ягода не впитывает в себя вредные вещества, – приводит пример специалист Белорусского зелёного креста. – Они даже начали придумывать коммерческие названия для своих увлечений – «Малиновая идея», «Брагинская малина»...

Для того, чтобы местные ягоды, овощи и фрукты были конкурентоспособны на белорусском рынке, брагинчане хотят всерьёз заняться органическим сельским хозяйством и сертифицировать своё производство по международным стандартам.

Привлекательные туристические маршруты

Специалисты Белорусского зелёного креста убеждены, что у этого района огромный туристический потенциал, однако туризм здесь пока сложно развивать из-за неудобного транспортного сообщения. Так Елена Попова замечает, что большинство местных дорог почему-то отсутствует на картах. Это мешает иностранцам попасть в Брагин: они, как правило, объезжают город стороной. Здесь также практически отсутствует городской и пригородный транспорт, поэтому люди стараются ездить на собственных автомобилях.

Вместе с тем нужно признать, что здесь, действительно, есть на что посмотреть.

– У нашего Брагинского исторического музея своя история, – рассказывает местный житель Евгений.

Большинство местных дорог почему-то отсутствует на картах

Дело в том, что белорусский художник Виктор Шматов был отсюда родом, и когда-то он со своими друзьями из Национальной академии наук постарался вывезти из этой местности всё, что представляло собой историческую ценность. Позже, благодаря помощи других известных белорусских художников, эта коллекция вернулась в Брагин даже в преумноженном виде. Специально для этой коллекции пришлось организовать вначале художественную галерею, которая со временем преобразовалась в музей. Кстати, для этого музея уже в 1990-е годы Владимир Цеслер создал специальную экспозицию «Потерянная земля», которую также сегодня можно посмотреть здесь.

Брагинская батлейка, восстановленная практически с нуля, сегодня занимает призовые места даже на областных конкурсах. Почему восстановленная? Дело в том, что здесь были найдены фотографии столетней давности, на которых изображены дети, играющие в батлейку. Благодаря местным энтузиастам спустя столетие этот вид театра в Брагине восстановили. Да и в целом местная театральная жизнь возрождается. На фестивале «Брагинский кирмаш», который пройдёт здесь в мае, состоится премьера театральной постановки «Легенда пра каханне». Эта постановка – история любви Марины Мнишки и Лжедмитрия, которые, по легенде, когда-то встречались на брагинской земле.

Слайд-фильм выставки «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет». Фотограф: Семен Шевцов, монтаж: Ольга Свиридова– Здесь есть несколько хоровых коллективов, которые украсят любую сцену, – считает Евгений. – Один из этих коллективов даже стал петь в церкви Святителя Николая Чудотворца в Брагине.

Николай Чудотворец – особо почитаемый святой на Брагинщине. К слову, скоро в этой церкви появится икона с его изображением, отреставрированная за счёт средств местных жителей. По мнению специалистов, эта икона датируется концом 18 века и, скорее всего, была также сделана по заказу местных жителей. Особенность её в том, что рядом с Иисусом Христом и Девой Марией вместо Иоанна Крестителя изображён Николай Чудотворец, почитаемый именно на Брагинщине.

Брагинский исторический музей. Источник фото: сайт «Музеи беларуси» (museums.by)
Брагинский исторический музей. Источник фото: сайт «Музеи беларуси» (museums.by)

– 200 лет назад она была сделана на средства брагинчан, а через 200 лет восстановлена благодаря инициативе и средствам опять-таки местных жителей. И это такое событие, которое объединяет и вдохновляет нас, – рассказывает Евгений.

На картах 1920-х годов в Микуличах были найдены ветряки, поэтому вскоре в этой деревне вполне обоснованно появится и модель мельницы

Такая инициатива далеко не единственная. Так, жители деревни Микуличи, что недалеко от Брагина, нашли возможность перестроить местный старинный дом в церковь. Есть здесь и своя легенда про владельца мельницы Микулу Селяниновича. И ведь действительно на картах 1920-х годов в Микуличах были найдены ветряки, поэтому вскоре в этой деревне вполне обоснованно появится и модель мельницы.

Что дальше?

Безусловно, авария сильно повлияла на жизнь Брагинского района, однако местные жители стремятся жить обычной жизнью и возродить все сферы в своём родном районе. Есть и молодёжь, которая хотела бы вернуться домой после получения высшего образования, но, по большому счёту, работать ей практически негде…

Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»
Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»

Вместе с тем специалисты Белорусского зелёного креста, которые в рамках разных проектов сотрудничают с местными жителями уже четыре года, говорят, что город не производит впечатления умирающего. Здесь живут, встречаются, влюбляются и рожают детей…

И добавляют: пора свыкнуться с мыслью, что дотаций «на чернобыльские территории» с каждым годом будет всё меньше и надеяться придётся только на собственные силы. Тем не менее, специалисты убеждены, что у этой местности огромный потенциал, а энтузиазм и сплочённость местных жителей уже сейчас впечатляют и заставляют верить в то, что со временем Брагинщина наверстает всё то, что потеряла из-за Чернобыльской катастрофы.

Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»
Фото Семёна Шевцова из цикла «Энергия жизни. Чернобыль. 30 лет»

Официальную информацию о том, как живут в наиболее пострадавших регионах Беларуси, можно найти на сайте Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь.