Недавно я услышала «Мунк – это что?» Хорошо в такой ситуации не чувствовать себя всезнайкой, а просто вежливо объяснить, что это – великий норвежский художник.
Потому что сам ты запросто можешь оказаться в подобной ситуации. Например, еще не так давно и я бы сказала, что побежалость – это что-то, которое куда-то и зачем-то убежало.
«А ни фига, мон шер» (цитата из школьного сочинения).
Чем больше знаешь, тем интереснее жить. Поэтому сегодня – ликбез о закалке клинка.
Ну да, я не специалист и никогда им не буду, но зато не буду и чувствовать себя полной tabula rasa – чистой доской – в этом вопросе, потому что доска уже немножко заполнена письменами)))
Надеюсь, и вам будет интересно.
Итак, лично я знала одно, вернее, слышала краем уха, что есть закалка клинка или лезвия – нагрев.
Но мне и в голову не приходило, что нагревают его до определенной температуры, а затем еще и охлаждают, причем с с определенной скоростью.
И кто бы мог подумать, что отпуск – это не каникулы и не отпуск продуктов в магазине, а следующий за закалкой дополнительный нагрев до более низких температур с иных режимом охлаждения. Причем этот самый режим зависит от марки стали.
Скорость же регулируется «закалочной средой» – и это не только условная жидкость типа машинного масла, солевых растворов, но еще и поток воздуха, например. Так, специалисты пишут¸ что масло охлаждает со скоростью примерно в 6 раз меньшей, чем циркулирующая вода.
Закаляют при температуре 700–800 градусов, и клинок тогда становится алым или вишневым. Если краснота уходит, уступая место оранжевым и желтым оттенкам, температура, скорее всего, перевалила за отметку 1 100 градусов. Белый цвет – признак того, что температура достигла как минимум 1 300 градусов, и это перебор, вернее, перекал – сталь потеряет прочность навсегда
Это – так называемые цвета каления, и они совсем не побежалости – оттенки окислов.
Прочность клинку возвращается после закалки при помощи отпуска.
При этом между повторными нагреваниями следует полное остывание клинка – естественным путем или же путем охлаждения его в солевом растворе или масле.
В древности мечи закаливали самым экзотическим образом (у меня есть отдельный пост об этом): в моче рыжего трехлетнего ребенка и в моче козы, которая неделю голодала, а потом три дня ела только лопухи. Закаливали, втыкая его в ягодицы молодого раба.
Кстати, у закалки в теле раба, как не ужасно это звучит, есть объяснение. Российский металлург Ю.Г. Гуревич связал этот обычай с современный цианированием стали. – насыщением изделий углеродом и азотом для повышения качества изделий.
Достигается цианитрование при помощи раствора так называемой желтой кровяной соли, которую раньше получали путем сплавления обугленной животной крови с поташом и железом.
Гуревич предположил, что древние воины обмывали окровавленные в бою клинки в озерной воде, содержащей нередко поташ, а затем сушили в пламени костров.
После чего клинки становились тверже и прочнее, а их владельцы относили это чудесное превращение на счет своих смертоносных ударов. Так и пришли к идее закаливать мечи и ножи в телах пленников.
Ну, и в родниковой воде тоже закаливали.
Историки оружия пишут, что в XIX веке на заводах использовали до 12-ти закалочных сред: от спокойного воздуха до медных барабанов со ртутью или азотом.
Закалочные среды в принципе отличаются только скоростью охлаждения: спокойный воздух - 50° в сек; вентилятор или всадник на лошади - 70°в сек; масло комнатной температуры - 150° в сек; масло при температуре в 200° - 300° в сек; вода +27° - 450° в сек; ледяная вода - 600° в сек.
Возможно чередование сред и возможна двойная закалка
Лезвие опускают в жидкость вертикально, иногда остриём вниз - это более жесткая закалка, остриём вверх - эта помягче, и держат неподвижно. Если дергать лезвием, то охлаждение будет неравномерным - лезвие поведёт и закрутит в поросячий хвост, могут появиться трещины.
«Допустима закалка лезвия в воздухе и в твёрдых средах: сургуч, мокрый песок, мокрый древесный уголь. Мокрый песок и уголь уменьшают прокаливаемость. Если песок и уголь смочены водой, то получите закалку на глубину в 1,5-2 мм, а внутри останется сталь закаленная на упругость».
Интересно, что раньше в расплавленном свинце при температура плавления 330 градусах закаливали клинки шашек при массовом производстве.
Это очень удобно и технологично. Свинец не вскипает от нагретой стали клинка, достаточно быстро и равномерно охлаждает до температуры отпуска». Но есть и огромная смертельная - пары свинца!
Итак, сухой остаток:
Во время отпуска возникают цвета каления. По ним можно определить, до какой температуры нагрелась заготовка. В отличие от побежалости, цвета каления меняются в процессе охлаждения металлической поверхности. Переход между цветами осуществляется в строгой последовательности, но с быстрой скоростью, поэтому мастер должен тщательно контролировать процесс термообработки.
А вот цвета побежалости – это спектр цветов, образующихся на поверхности железных сплавов в результате появления окисной пленки. Они образуются при нагревании поверхностей из металла до определенных температур без участия воды».
И именно на цвета, а не на измерительные приборы и ориентировались раньше мастера, что выковать и закалить и отпустить клинок.
И напоследок про чудесные иберийские клинки – волшебные в прямом смысле слова. Они называются фалькаты – серповидные мечи.
Делали их во II веке до нашей эры, а проверили их качество так.
Древнегреческий ученый Филон Византийский писал, что оружие клали плашмя человеку на голову и сгибали на обе стороны до тех пор, пока те не касались плеч. После руки отпускали, и клинок принимал свою прежнюю форму.
И не будем изменять традиции))
Заказать ковку ручной работы - можно в мастерской Огненное дело на сайте Ярмарка мастеров: https://www.livemaster.ru/-kovka-
Или в инста: https://www.instagram.com/fiere_work/