Фильм «Балтийское небо», на мой взгляд, один из тех шедевров, что заслуживают занять первое место в Золотом фонда мирового кино. Всё вызывает восхищение: работа режиссера, операторов, художников. Потрясающие актеры, и не только в главных ролях. И Михаил Казаков, и Владислав Стржельчик, и Павел Луспекаев. А крохотный эпизод, сыгранный Георгием Жжёновым?!
А какая музыка! А какие панорамные съемки, без всякой компьютерной графики! Я уж не говорю про то, как в фильме показана Блокада, что лично меня, как человека, у которого бабушка и мать пережили Блокаду, не может не трогать.
Хочу ещё сказать, что книга, по которой снят фильм, тоже достойна того, чтобы о ней говорить с восклицательными знаками.
Герои книги, а стало быть, и фильма, вымышленные, но у них были вполне реальные прототипы.
Также не назван и авиационный полк, и дивизия, в которой воевали герои книги. Но реально такие части и соединения существовали и воевали. И, может быть, кому-то будет интересно почитать о людях и событиях, которые послужили основой для романа «Балтийское небо».
Давайте начнём сверху, с самой дивизии, о которой упоминается в романе и фильме. На самом деле, в составе морской авиации вообще не было дивизий в 41-м году, а были бригады. В романе речь идёт про 61-ю авиационную бригаду ВВС КБФ, лишь в 1943-м году переформированную в 3-ю истребительную авиационную дивизию ВВС КБФ. 5-й истребительный авиационный полк этой бригады и послужил прототипом полка Проскурякова, из романа Чуковского.
Полк этот интересен и тем, что одна его эскадрилья участвовала в боях на Халхин-Голе. Летчикам морской авиации вроде совсем нечего делать в монгольской пустыне. Но надо учитывать, что выучка морских летчиков-истребителей была высокой, можно даже сказать, что эта была элита авиации, а на Халхин-Голе, как известно, собирали всё самое лучшее.
В начале войны в полку имелось 64 истребителя И-16 и 29 новых истребителей МиГ-3, на которые летчики начали переучиваться. Ещё имелось 13 И-15-бис в качестве учебных, но которые тоже приняли участие в боях.
Полк воевал под Таллином, о чем упоминается в романе, а затем, 5-го сентября, был переброшен под Ленинград. Состав полка в ходе боев менялся, в него включались и исключались новые эскадрильи, поступали новые самолёты. Под Ленинградом в составе полка осталось три эскадрильи: 3-я имела смешанный состав, старые И-16 в ней заменялись на ЛаГГ-3 и Як-1, 1-я и 2-я летали на МиГ-3.
С сентября 1941 года, полк, как и в романе, действует на ближних подступах к Ленинграду и над Финским заливом, прикрывает Кронштадт. Действует успешно, поскольку флот от ударов немецкой авиации удаётся спасти. И это вполне понятно, потому что личный состав полка был хорошо обучен, регулярно пополнялся, и летал на самых современных советских самолётах. Истребители И-16 в полку очень быстро сменились на новые ЛаГГи и Яки. В конце декабря 1941 года в полк начали поступать первые «Харрикейны». Хотя, в романе «Балтийское небо» про английский истребитель «Харрикейн» написано так много плохого, что непонятно, как же он вообще летал, на тот момент это был один из наилучших самолётов, имевшихся на вооружении СССР. И поступал на вооружение самых лучших авиационных полков.
Получив новые самолёты и новых летчиков, 5-й полк в декабре 1941 года в полном составе переключился на прикрытие Дороги Жизни. Так что это не вымысел автора романа, так было на самом деле. Связано это с тем, что к зиме активность немецкой авиации под Ленинградом снизилась. Об этом и в романе упоминается, да и понять легко: большая часть авиации была переброшена под Москву, а то, что осталось, использовалось на Волховском направлении. Кроме того, 5-й полк высоко оценивался по своим боевым качествам, а Дорога Жизни была настолько важным объектом, что туда отправили лучшие авиационные части.
18-го января 1942 года полк преобразован в 3-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС КБФ.
Вот такой замечательный, героический полк и послужил прототипом для части под командованием Проскурякова, из романа «Балтийское небо».
Прототипом главного героя романа, майора Лунина, является Герой Советского Союза Георгий Дмитриевич Костылев. Биография его, правда, на биографию майора Лунина мало похожа. В Гражданской войне он не участвовал, в гражданской авиации не работал и пилотов не обучал. В авиации с 1939 года и служил с самого начала в том самом 5-м истребительном полку ВВС КБФ.
Первую победу Костылев одержал уже 15-го июля, а к концу июля на счету Костылева уже семь воздушных побед. Летает он вместе с другим летчиком, Игорем Каберовым, который тоже имеет отношение к роману «Балтийское небо».
На счету Костылева не только немецкие самолеты. В ноябре 1941 года он (в паре с Каберовым) сбивает финский бомбардировщик (трофейный советский СБ), в числе самолётов финской авиации, сбытых Костылевым были: английский Bristol Blenheim, голландский Fokker D.XXI и итальянский Fiat G.50 Freccia. Вместе с Кабировым, по ошибке, они сбили и свой истребитель И-153 (приняв его также за финский), но по счастью, наш пилот остался жив.
5-го февраля Костылев был сбит сам. Раненный в руку, он сумел воспользоваться парашютом, и ветер вынес его к своим. В романе это тоже описано, но немного иначе.
Костылев, как и Лунин в романе Чуковского, ездил в блокадный Ленинград, где у него оставалась мать.
С 22-го октября 1942 года Костылев командует эскадрильей истребителей, и принимает участие в бою за остров Сухо. В результате провалена попытка высадки вражеского десанта в районе Дороги Жизни. Этот эпизод также описан в романе. 23-го октября гвардии капитану Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1943 году Костылев был во второй раз представлен к званию Героя Советского Союза. Но в результате драки с тыловым майором, был осуждён, разжалован до рядового, лишён всех наград, новое представление к званию Героя было отозвано.
В строй ему удалось всё же вернуться, и в 1944 году за проявленное мужество Костылеву присвоено звание гвардии майора и возвращены все боевые награды. Представление ко второму званию Героя Советского Союза, однако, не состоялось. Закончил войну Костылев в должности главного инспектора ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.
Выше я упомянул ещё одного летчика, Игоря Александровича Каберова. Он воевал в том же полку, вместе с Костылевым. И стал прототипом комиссара эскадрильи Кабанкова.
17-го мая 1943 года Костылёв совместно с Каберовым принимали участие в бою, где были сбиты немецкие асы Герхард Лаутеншпагер (31 победа) и лейтенант Осси Унтерлерхнер (27 побед).
24-го июля 1943 года Каберову присвоено звание Героя Советского Союза. Сам Игорь Александрович, в отличие от книжного Кабанкова, на войне не погиб, и широко известен, как автор книги: «В прицеле — свастика».
Хочу напомнить один эпизод из романа (в фильме его нет), о котором было бы интересно рассказать.
Двадцать пятого сентября немцам, наконец, удалось поразить военный корабль «Сокол».
Произошло это на глазах у Лунина, когда они вшестером пытались отразить нападение ста тридцати «Юнкерсов». «Юнкерсы», как всегда, шарахались перед ними, но, раскинутые на много километров, упорно обходили их с флангов и тянулись к кораблям. Взрыв на «Соколе» был так силен, что Лунина качнуло в воздухе. Дым, почти черный, надолго скрыл весь корабль, и Лунину удалось рассмотреть его только на обратном пути, возвращаясь после погони за «Юнкерсами», сразу обратившимися в бегство.
«Сокол» начал погружаться, но море было неглубоко, и палубы его и орудийные башни остались над водой. Колоссальные орудия его, торчавшие из башен, как растопыренные пальцы, двигались и стреляли. Разбитый, полузатопленный, он по-прежнему вел огонь.
В романе описывается бой, в котором был повреждён линкор «Марат» (в романе названный «Сокол»), правда было это 23-го, а не 25-го сентября. Тогда пара немецких пикировщиков Ju.87 прорвалась к линкору. Группа советских истребителей ЛаГГ-3, в составе которой были Костылёв и Каберов, смогла подбить одну «Штуку», но другой самолёт, пилотируемый известным летчиком Гансом-Ульрихом Руделем, смог сбросить 1000-кг бомбу, которая привела к взрыву артиллерийского погреба и частичному затоплению корабля.
Кстати, Рудель дважды бомбил «Марат», и первый раз это было 16-го сентября. В этом бою он тоже встречался с Костылевым и Кабировым.
Такова реальная история тех людей и событий, что легли в основу романа «Балтийское небо» и его экранизации.
Первоначальная версия этой статьи находится на моём сайте.
Вам же могу порекомендовать мою статью про бой за остров Сухо, о котором упомянуто выше:
Уникальные сражения Второй Мировой: операция «Бразиль»