Найти тему

Покажи домашнее задание, и я скажу, кто твой учитель

Домашнее задание, его характер, его объем - хороший индикатор эффективности труда Учителя
Домашнее задание, его характер, его объем - хороший индикатор эффективности труда Учителя

Вчера ученик мой попросил помочь разобраться со школьным домашним заданием. Тему он пропустил по болезни, и оттого задание казалось ему настолько запутанным, что его даже было трудно сформулировать. Когда тему усвоили, задание оказалось лёгким, и ученик сам, даже с явным удовольствием всё сделал.

Это напомнило мне нашу дискуссию на канале по поводу необходимости домашних заданий и тот факт, что в липецком эксперименте, в школах домашние задания носят рекомендательный характер.

В самом деле, передо мной были словно два разных человека – ученик, получивший домашнее задание по непонятной ему теме, и ученик, усвоивший тему, для которого это домашнее задание уже не представляло никакой сложности. Хорошо освоенная на уроке тема, как минимум, снижает необходимость в домашнем задании. Я не говорю о полной отмене домашних заданий. Это всё очень индивидуально, но хотя бы на уровень рекомендательного характера домашних заданий перейти можно. Есть для этого все основания.

Здесь стоит упомянуть о сложившемся во многих умах шаблоне – отказ от домашних заданий не означает отказа от практики, упражнений по пройденной теме. Упражнения, отработка теории на практике – безусловно, необходимая часть обучения, которую можно проводить на уроке настолько интенсивно, что потребность, необходимость в покушении на время ученика будет стремиться к нулю. Лучше ученик посвятит это время своим занятиям, отдыху, ценность которого в нынешней школьной системе явно недооценивается.

Если говорить об идеальной ситуации, то цель урока дать новое знание так, в таком виде, чтобы ученик мог применять его на практике в реальной, повседневной жизни. Да, тут сразу появляется вопрос о весьма малой практической значимости преподаваемых в школе знаний. Есть такой момент.

Но говоря о более абстрактных знаниях, ценность может представлять способы построения мысли, подходы к решению проблем, в том числе и очень жизненных. Об этом можно упомянуть на уроке, обратить внимание, разобрать способы использования таких подходов в реальной жизни, т.е. закладывать семена, сплетать ниточки, крючочки к реальной, окружающей детей действительности. В таком случае сама жизнь становится домашним заданием.

Вчерашний случай напомнил мне ещё об одном наблюдении, которое нередко упоминается родителями. Чем ниже качество урока, ниже профессионализм учителя, тем больше учебная нагрузка сдвигается в сторону самостоятельного обучения, возрастает объём домашних заданий. Это простое правило – уберите из системы обучения учителя, и останется ученик наедине с учебником и Интернетом. Добавьте к этому ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, тесты и прочие экзамены, и школы можно закрыть совсем. Если нашим чиновникам не удастся вернуть ценность профессии Учителя, всё может скатиться именно к такому формату образования.