Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Почему большинство классических музыкантов не пишут свою музыку, а играют каверы?

Вначале послушаем одно интересное мнение, высказанное как ответ на вопрос, заданный в заголовке.

Высококвалифицированные пианисты-классики обучаются в первую очередь навыкам, необходимым для точного исполнения и воспроизведения уже написанных кем-то композиций. В результате классическая фортепианная подготовка, например, не учит или особенно не фокусируется на том, как сочинять или импровизировать музыку (что делают, например, джазовые музыканты).

Некоторые опросы классически подготовленных профессиональных музыкантов относительно их владения гармонией дают пугающие результаты — в том смысле, что их знания в этой области оказываются тревожно низкими, по сравнению с джазовыми исполнителями.

Разница между чисто классическим и джазовым пианистом сводится к следующему: знает ли пианист (через обучение или личное открытие) как, почему и когда играть опредёленную ноту, интервал от основного тона, как использовать мелодические ноты, и так далее.

Я играл на фортепиано более 40 лет, а также 14 лет занимался под руководством педагогов, и за всё это время так и не смог понять, как научиться играть что-то на слух. Я также не понимал, каким образом можно на ходу перемещать музыку в нужную тональность.

Примерно год назад я преисполнился решимости наконец выяснить это для себя — после того, как прошёл через много разочарований и впустую потратил время на изучение советов и видео в интернете. Все они слишком часто являются неполными, запутанными, неконкретными («просто практика»), чрезмерно сложными, многословными или не относящимися к делу.

Я удивлялся и расстраивался, обнаружив, что все учебные сайты и онлайн-видео по фортепианной импровизации, поиску аккордов или игре на слух практически ничего не говорили о том, как спонтанно находить правильные основные тона или басовые ноты (и соответствующие аккорды), чтобы сопровождать мелодию.

Кроме рекомендации использовать метод проб и ошибок, полагаясь на зубрёжку прогрессий аккордов, не было никаких полезных советов. Обычно используется процесс, который либо слишком расплывчат, либо слишком умственно обременителен, чтобы его было можно применить в реальном времени (при попытке «спонтанно» сыграть песню на фортепиано).

Чтобы попытаться разобраться в этом самостоятельно, я сыграл традиционные рождественские песни — все в тональности до (мажор или минор), чтобы их было легче сопоставить чисто «на глаз» (а не на слух — что на порядок труднее).

Как только я осознал обычно используемые интервалы между мелодическими и басовыми нотами (основными тонами аккордов), всё вдруг «щёлкнуло». Я начал выяснять, что нужно играть в определённое время и в определённых местах пьесы, чтобы это создавало необходимые настроения.

Как только я смог сформулировать то, что узнал, я был потрясён, обнаружив, что совершенно неожиданно могу теперь играть песни нон-стоп на слух (какая свобода!). Я также был удивлён, обнаружив, что впервые играю песни в любой тональности (могу мгновенно начать песню с любой клавиши на пианино, не вспоминая оригинальную тональность).

Именно тогда я впервые по-настоящему понял ценность изучения и практикования гамм! Внезапная способность играть по наитию, сходу, без сомнения, стала «моментом эврики». Я только хотел бы, чтобы кто-нибудь (включая моих преподавателей фортепиано) объяснил бы мне всё это с самого первого дня...

По материалам публикации (англ.).

Послесловие

Прежде всего, следует сказать, что вопрос в заголовке содержит весьма существенную неточность: в академической среде не используется слово «кавер». В силу давно произошедшего в академической музыке «разделения труда» между композиторами и исполнителями, разумеется, никогда не считается «зазорным» исполнять исключительно чужую музыку.

Другой вопрос, если академически обученному музыканту хочется сказать что-то «от себя», но это совершенно не получается...

Из рассказанной выше истории, пожалуй, можно сделать вывод о том, что композицию или импровизацию следует изучать как ремесло, не заостряя слишком много внимания на «творчестве», «креативности» и тому подобном. Творчеству вряд ли возможно научиться (его можно только косвенно поощрять), а вот знания гармонии и музыкальной формы жизненно необходимы.

Ну, и на мой взгляд, интересен сам практический совет: сыграть ряд предельно простых аранжировок разных мелодий в одной тональности, чтобы визуально сопоставить их.